Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Вознесения Господня, конец XIX в.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Московская область, Каширский район, с. Руново
Вид объекта церковь
Датировка конец XIX века
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы проведены
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Село Руново в 1833 году находилось в совместном владении дворян Протасовых и Новиковых. В 1846 году в селе была построена деревянная церковь Вознесения Господня предшественница существующего каменного храма. В 1860- 63 годах деревянная церковь перестраивалась. О постройке в селе каменной церкви мы не располагаем, в настоящее время никакими сведениями датировка памятника концом XIX в. произведена ориентировочно по времени распространения официальной линии «русского стиля» / после конкурса 1881 г./

Перестройки и утраты: В послереволюционное время утрачено завершение колокольни и храма, покрытие галерей.

Описание памятника: Вознесенская церковь села Руново расположена в долине Оки, на заданной окраине села. Кирпичное, с деталями из белого камня здание церкви выстроено в формах, заимствованных из русского зодчества ХVII века и византийской архитектуры.

Здание церкви, имеющее осевое построение плана, состоит из алтарной части, собственно храма с приделами и колокольни, соединенной с основной частью небольшим переходом. Особенностью памятника является построение внутреннего пространства основной его части, куда включены двухсветный четверик собственно храма и окружающие его со всех четырех сторон низкие пристройки — галереи. В первом ярусе стены четверика прорезаны широкими арками, в результате чего, четыре угла его, находящиеся в центре обширного единого интерьера, воспринимаются как внутренние столбы перекрытия единого кубического объема. Тем более, что с углов четверика на стены пристроек переброшены подпружные арки, расчленяющие внутреннее пространство на характерные ячейки.» Ячейки» перекрыты крестовыми сводами, центральный четверик куполом.

Интерьеры храма расписаны клеевой живописью в серовато — зеленоватых тонах, ныне сильно загрязненной и закопченной. Аспиды храма перекрыты сводом-конхой.

В основную часть храма ведут три входа: северный, южный и западный. Западный вход ведёт в храм через первый ярус колокольни и небольшую пристройку-переход, перекрытый крестовым сводом. Колокольня храма трехъярусная /завершение утрачено/. На прямоугольный в плане первый ярус поставлен второй — четверик и третий — восьмерик звона.

В архитектуре церкви

использовано два мотива убранства фасадов:* «русский» и «византийский»; причем, каждый из этих мотивов сохранил свою самостоятельность, так как композиционно изолирован, от другого. Первому ярусу сооружения придал «византийский» вид, второму соответственно, «русский». И лишь единое и цельное объёмное построение сооружения сглаживает стилевую противоречивость его облика. Композиция главных северного и южного фасадов основной части храма — симметрична. Широкие филенчатые лопатки расчленяют стены пристройки — первого яруса фасадов — на три прясла, центральное из которых шире боковых. Центры Асадов в пределах первого яруса занимают проёмы входов, украшенные порталами. Порталы состоят из «византийских» приземистых колонн с характерными базами и кубоватыми капителями и опирающейся на колонны арки с килевидным завершением. Порталы фланкированы оконными проёмами, так же украшенными арками, но опирающимися уже не на колонны, а на кронштейны-импосты. Подобное оформление имеют и окна алтарных апсид /по три окна на каждой апсиде; центральное из них — ложное/. Наличники окон, расположенных в боковых пряслах южного и северного фасадов, а также наличники ложных окон западного фасада основной части храма украшены едиными для убранства всего храма арками, опирающимися на пучок сдвоенных полуколонок. Горизонтальные членения фасадов первого яруса состоят из цоколя с широким гуртом и карниза с сухариками. В убранстве фасадов второго яруса четверика и колокольни интерпретированы формы каменного русского зодчества конца XVII века. Здесь использовано сочетание красочного пояса-антаблемента, богато украшенного тягами, лентой аркатуры и поясом ширинок, с наличниками окон, очелья которых положены /врезаны/ на антаблемент. На каждой стороне второго яруса четверика помещено по два одинаковых окна с наличниками; на каждой стороне второго яруса колокольни — по одному. Третий ярус колокольни — восьмерик — прорезан высокими арками звона, украшенными профилированными архивольтами. В кладку пилонов, несущих арки, уложены четыре горизонтальных ряда блоков белого камня; по два над основанием и под импостами арок. Восьмерик колокольни перекрыт куполом, завершение которого не сохранилось.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в марте 1983 г./