Наименование объекта | Церковь Вознесения Господня, конец XIX в. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Каширский район, с. Руново |
Вид объекта | церковь |
Датировка | конец XIX века |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы проведены |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Село Руново в 1833 году находилось в совместном владении дворян Протасовых и Новиковых. В 1846 году в селе была построена деревянная церковь Вознесения Господня предшественница существующего каменного храма. В 1860- 63 годах деревянная церковь перестраивалась. О постройке в селе каменной церкви мы не располагаем, в настоящее время никакими сведениями датировка памятника концом XIX в. произведена ориентировочно по времени распространения официальной линии «русского стиля» / после конкурса 1881 г./
Перестройки и утраты: В послереволюционное время утрачено завершение колокольни и храма, покрытие галерей.
Описание памятника: Вознесенская церковь села Руново расположена в долине Оки, на заданной окраине села. Кирпичное, с деталями из белого камня здание церкви выстроено в формах, заимствованных из русского зодчества ХVII века и византийской архитектуры.
Здание церкви, имеющее осевое построение плана, состоит из алтарной части, собственно храма с приделами и колокольни, соединенной с основной частью небольшим переходом. Особенностью памятника является построение внутреннего пространства основной его части, куда включены двухсветный четверик собственно храма и окружающие его со всех четырех сторон низкие пристройки — галереи. В первом ярусе стены четверика прорезаны широкими арками, в результате чего, четыре угла его, находящиеся в центре обширного единого интерьера, воспринимаются как внутренние столбы перекрытия единого кубического объема. Тем более, что с углов четверика на стены пристроек переброшены подпружные арки, расчленяющие внутреннее пространство на характерные ячейки.» Ячейки» перекрыты крестовыми сводами, центральный четверик куполом.
Интерьеры храма расписаны клеевой живописью в серовато — зеленоватых тонах, ныне сильно загрязненной и закопченной. Аспиды храма перекрыты сводом-конхой.
В основную часть храма ведут три входа: северный, южный и западный. Западный вход ведёт в храм через первый ярус колокольни и небольшую пристройку-переход, перекрытый крестовым сводом. Колокольня храма трехъярусная /завершение утрачено/. На прямоугольный в плане первый ярус поставлен второй — четверик и третий — восьмерик звона.
В архитектуре церкви
использовано два мотива убранства фасадов:* «русский» и «византийский»; причем, каждый из этих мотивов сохранил свою самостоятельность, так как композиционно изолирован, от другого. Первому ярусу сооружения придал «византийский» вид, второму соответственно, «русский». И лишь единое и цельное объёмное построение сооружения сглаживает стилевую противоречивость его облика. Композиция главных северного и южного фасадов основной части храма — симметрична. Широкие филенчатые лопатки расчленяют стены пристройки — первого яруса фасадов — на три прясла, центральное из которых шире боковых. Центры Асадов в пределах первого яруса занимают проёмы входов, украшенные порталами. Порталы состоят из «византийских» приземистых колонн с характерными базами и кубоватыми капителями и опирающейся на колонны арки с килевидным завершением. Порталы фланкированы оконными проёмами, так же украшенными арками, но опирающимися уже не на колонны, а на кронштейны-импосты. Подобное оформление имеют и окна алтарных апсид /по три окна на каждой апсиде; центральное из них — ложное/. Наличники окон, расположенных в боковых пряслах южного и северного фасадов, а также наличники ложных окон западного фасада основной части храма украшены едиными для убранства всего храма арками, опирающимися на пучок сдвоенных полуколонок. Горизонтальные членения фасадов первого яруса состоят из цоколя с широким гуртом и карниза с сухариками. В убранстве фасадов второго яруса четверика и колокольни интерпретированы формы каменного русского зодчества конца XVII века. Здесь использовано сочетание красочного пояса-антаблемента, богато украшенного тягами, лентой аркатуры и поясом ширинок, с наличниками окон, очелья которых положены /врезаны/ на антаблемент. На каждой стороне второго яруса четверика помещено по два одинаковых окна с наличниками; на каждой стороне второго яруса колокольни — по одному. Третий ярус колокольни — восьмерик — прорезан высокими арками звона, украшенными профилированными архивольтами. В кладку пилонов, несущих арки, уложены четыре горизонтальных ряда блоков белого камня; по два над основанием и под импостами арок. Восьмерик колокольни перекрыт куполом, завершение которого не сохранилось.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в марте 1983 г./