Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Главный дом, конец XVIII в., 1797 г. (мезонин), усадьба Абрамцево, ХVIII-ХIХ вв.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Сергиево-Посадский район, село Абрамцево
Вид объекта Главный дом усадьбы
Датировка XVIII-XIX век
Правоустанавливающие документы постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1)
Современное значение гражданское
Охранный статус Объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Усадьба Абрамцево, скромная подмосковная на берегу речки Вори, известна как крупный центр культуры и художественной жизни середины и второй половины XIX в. Время создания ее не установлено, но в 1755 г. усадьба уже существовала, до 1782 г. принадлежа Головиным. Сменив многих владельцев, имение в 1843 г. было приобретено С.Т. Аксаковым. Здесь бывали и подолгу гостили его друзья: Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Т.Н. Грановский, М.С. Щепкин. Посещали Абрамцево А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, С.П. Шевырев, М.П. Погодин и многие другие. В 1866 г. сюда приезжал Ф.И. Тютчев. Здесь Аксаковым написаны лучшие его произведения.

В 1870 г. Абрамцево перешло в руки С.И. Мамонтова, промышленника и мецената; начался новый период в развитии усадьбы, сопровождаемый расцветом в ней художественной жизни. В 1870-е гг. здесь образовался кружок из представителей художественной интеллигенции, многие из которых приняли творческое участие в строительстве и украшении усадьбы. В Абрамцеве жили и работали художники В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, М.А. Врубель, В.А. Серов, скульптор М.М. Антокольский, часто бывали мастера русской сцены — К.С. Станиславский, М.Н. Ермолова, Ф.И. Шаляпин. Открытием в 1882 г. художественно-столярной мастерской Е.Д. Поленовой было положено начало возрождению народного художественного промысла резьбы по дереву. В 1889 г. в Абрамцеве была организована керамическая мастерская. Созданные в ней произведения, в особенности выполненные по эскизам Врубеля, составили целую эпоху в развитии декоративной майолики.

После Октябрьской революции в усадьбе создан мемориальный музей, ныне историко-художественный и литературный музей-заповедник “ Абрамцево”.

При покупке имения Аксаковым усадебный комплекс сохранял сложившуюся в XVIII в. классическую центрально-осевую планировку. По одну сторону дома находился парадный двор с флигелями по углам, по другую — террасный партер с цветниками. На нижней террасе и против курдонера помещались копаные пруды. К центральному ядру комплекса сбоку примыкал небольшой регулярный сад. В основе эта система сохраняется до настоящего времени, но постройки, за исключением дома, сооружены вновь при Мамонтовых. В их архитектуре, определившей новый художественный облик усадьбы, ярко и последовательно воплощены творческие искания последней четверти XIX в.: обращение к народным традициям, попытки создания национального стиля.

Деревянный с тесовой обшивкой одноэтажный дом с мезонином и открытой террасой не имеет твердой датировки, но построен, очевидно, в последней трети XVIII в. Это подтверждается семейной перепиской Аксакова и альбомным рисунком его дочери, где окна здания украшены декоративными замками, а лестница на террасу показана двусторонней, как было принято в архитектуре классицизма. Дом неоднократно ремонтировался, капитально в 1851, 1870, 1949 и 1979 гг. Ремонты почти не нарушили его планировочной схемы с внутренним коридором и парадной анфиладой вдоль паркового фасада, менялся лишь внешний декор. Только мамонтовская боковая пристройка для театра серьезно изменила симметричную композицию здания. В 1955 г. Н.П. Пахомовым была удалена часть поздних наслоений, облик дома приближен к аксаковскому времени. Работы 1979 г. сопровождались глубоким исследованием памятника и частичной реставрацией его интерьеров по проекту И.А. Киселева.

В первой половине XIX в. комнаты были оклеены обоями, позже оштукатурены. За исключением мемориальных помещений, их обстановка относится к концу XIX в. Интерьеры украшают произведения художников, созданные в Абрамцеве, и изразцовые печи, в том числе печь-лежанка работы Врубеля.

Мастерская для художников, гостивших в усадьбе, выстроена в 1873 г. по проекту В.А. Гартмана. Одноэтажное деревянное здание с открытым срубом, богато украшенное пропильной резьбой с мелким, дробным узором, служит ярким образцом формировавшегося тогда ложно-русского стиля. Высокое помещение студии с подшивным тесовым потолком с переломами, под крутой двускатной кровлей, вместе с крыльцом и пониженным жилым прирубом образует живописную асимметричную композицию. Стены снаружи и внутри первоначально окрашены не были, сохраняя естественную поверхность древесины. Игра светотени на венцах сруба и кружево резьбы усиливали эстетические качества дерева как строительного материала. В 1960 —1970-х

гг. в мастерской смонтированы три майоликовых камина, произведения Врубеля 1892 г., привезенные из московского дома Мамонтова на Садовой-Спасской.

Северный гостевой флигель, известный как “баня-теремок”, построен на месте аксаковской бани в 1874 г. по проекту И.П. Ропета (Петрова); наиболее удачная работа автора на пути создания русского национального стиля. Деревянный домик с мансардой под необычайно высокой кровлей и крытым “бочкой” крыльцом с точеными столбиками и ажурной резьбой по сравнению с мастерской ближе духу народных построек старой Руси. Крыльцо, уничтоженное в 1930-х гг., восстановлено в 1960-х.

В одной из комнат сохранилась первоначальная обработка интерьера: тесовая обшивка стен, потолок с падугой, карниз и фриз с широким подзором, отделанные глухой резьбой. Угловая кафельная печь, композицией близкая образцам XVII в., облицована полихромными изразцами, изготовленными по рисункам Ропета.

Усадебная Спасская церковь сооружена из кирпича в 1881 — 1882 гг. П.М. Самариным по эскизу

B. Васнецова.По его же проекту в 1892 г. западный угол паперти был перестроен в часовню над могилой сына Мамонтова — Андрея. Здесь же в 1918 г. Погребен C.И. Мамонтов.

Художественные формы здания навеяны псковско-новгородским зодчеством, резной белокаменный декор создан под влиянием владимиро-суздальских орнаментальных мотивов. Бесстолпный одноглавый храм с тремя апсидами разной высоты и звонницей на западной стене перекрыт сомкнутым сводом с отверстием для светового барабана. К северной стене примыкают паперть и часовня. Вычурные формы последней, заимствованные отчасти у деревянного зодчества, отличные от архитектуры церкви, предвосхищают появление неорусского стиля; фасады щедро украшены цветной майоликой.

В скупом наружном и внутреннем убранстве храма принимали участие помимо Васнецова Поленов, Репин, Врубель, Антокольский и члены семьи Мамонтовых. Ими выполнен двухъярусный тябловый иконостас с иконами, киоты и роспись оконных амбразур и люнетов, бетонный пол с мозаичным орнаментом. Впоследствии забеленная живопись и элементы декора памятника реставрированы в 1970-х гг. под руководством Г.Е. Духаниной.

Парк XVIII —XIX вв., лиственных пород, включает спускающийся от дома к нижнему пруду террасный партер, засаженный при Аксаковых цветниками и кустарниками. На верхнем плато надпойменной террасы сохранилась основа регулярного плодового сада в виде сетки липовых аллей. Боскеты, заросшие молодняком, при Мамонтовых были цветниками, здесь стояли оранжереи. Участок парка на береговом склоне к Воре имеет пейзажный характер. Парк украшен древней скульптурой — каменными бабами, — которую вывез Мамонтов из украинских степей. Здесь в 1914 — 1915 гг. смонтирован оригинальный керамический диван, облицованный цветной майоликой, набранной из различных произведений Врубеля. Пострадавший от времени, он восстановлен В.А. Невским в 1960-х гг. У северной границы парка, над оврагом, отделяющим его от елово-березовой  рощи, поставлен детский домик, или “избушка на курьих ножках”. Выстроенная в 1883 г. по эскизам В. Васнецова, она представляет собой миниатюрный сруб под тесовой кровлей, завершенной охлупнем с коньком. Резные изображения совы и летучей мыши подчеркивают сказочность ее образа.

На периферии усадьбы находятся два деревянных жилых одноэтажных здания 1880-х гг. Одно из них —дача Поленова — выстроено С. И. Мамонтовым к свадьбе художника в 1882 г., в 1910-х гг. использовалось как гостевой флигель. Основной объем занимает мастерская, служившая и парадной столовой, к которой примыкает пониженная жилая пристройка. Крайне простое, стилистически нейтральное здание связано с пребыванием многих деятелей искусства, поэтому имеет большое мемориальное значение. Реставрировано, за исключением интерьеров, в 1979-1983 гг. по проекту В.П. Беркута.

Дом управляющего, поставленный в 1889 г., до конца 1890-х гг. использовался Врубелем под экспериментальную гончарную мастерскую. Позднее часть дома занял управляющий имением, вторая половина предназначалась для гостей. Здание с чертами ложно-русского стиля состоит из двух необшитых срубов под двускатными кровлями. Богатое резное убранство фронтонов — причелины, подзоры, полотенца и т.п. — в значительной мере восстановлено в процессе реставрации, начатой в 1979 г. по проекту А. Нижарадзе.