Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь, ХIХ в., 1881-1882 гг., арх. П.М. Самарин, усадьба Абрамцево, ХVIII-ХIХ вв.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Московская область, Сергиево-Посадский район, село Абрамцево
Вид объекта Церковь
Датировка XIX век
Правоустанавливающие документы постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1)
Современное значение религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Самарин П.М.
Описание объекта

Усадьба Абрамцево, скромная подмосковная на берегу речки Вори, известна как крупный центр культуры и художественной жизни середины и второй половины XIX в. Время создания ее не установлено, но в 1755 г. усадьба уже существовала, до 1782 г. принадлежа Головиным. Сменив многих владельцев, имение в 1843 г. было приобретено С.Т. Аксаковым. Здесь бывали и подолгу гостили его друзья: Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Т.Н. Грановский, М.С. Щепкин. Посещали Абрамцево А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, С.П. Шевырев, М.П. Погодин и многие другие. В 1866 г. сюда приезжал Ф.И. Тютчев. Здесь Аксаковым написаны лучшие его произведения.

Усадебная Спасская церковь сооружена из кирпича в 1881 — 1882 гг. П.М. Самариным по эскизу B. Васнецова. По его же проекту в 1892 г. западный угол паперти был перестроен в часовню над могилой сына Мамонтова — Андрея. Здесь же в 1918 г. Погребен C.И. Мамонтов.

Художественные формы здания навеяны

псковско-новгородским зодчеством, резной белокаменный декор создан под влиянием владимиро-суздальских орнаментальных мотивов. Бесстолпный одноглавый храм с тремя апсидами разной высоты и звонницей на западной стене перекрыт сомкнутым сводом с отверстием для светового барабана. К северной стене примыкают паперть и часовня. Вычурные формы последней, заимствованные отчасти у деревянного зодчества, отличные от архитектуры церкви, предвосхищают появление неорусского стиля; фасады щедро украшены цветной майоликой.

В скупом наружном и внутреннем убранстве храма принимали участие помимо Васнецова Поленов, Репин, Врубель, Антокольский и члены семьи Мамонтовых. Ими выполнен двухъярусный тябловый иконостас с иконами, киоты и роспись оконных амбразур и люнетов, бетонный пол с мозаичным орнаментом. Впоследствии забеленная живопись и элементы декора памятника реставрированы в 1970-х гг. под руководством Г.Е. Духаниной.