Наименование объекта | Главный дом-дворец, усадьба Горенки, ХVIII в., арх. А.А. Менелас, перестройка 1913-1916 гг., арх. Чернышев С.Е. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, г. Балашиха, Энтузиастов ш., 2-10 |
Вид объекта | усадьба / элемент усадьбы |
Датировка | XVIII век. |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1) |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | Объекты культурного наследия федерального значения |
Техническое состояние | перестройка 1913 г - 1916 г. |
Архитектор | Менелас А.А., Чернышев С.Е. |
УСАДЬБА ГОРЕНКИ основана кн. А. Г. Долгоруковым между 1714 и 1730 гг. Здесь были поставлены каменные палаты с церковью, выстроенной в 1719 г., устроены пруды и сады с оранжереями. Масштабы и уровень развития садоводства позволили впоследствии взять отсюда для анненгофского парка учеников садовников и сотни деревьев. В 1730 г. конфискованное имение передано Дворцовому ведомству, в 1742 г. возвращено владельцам. В 1747 г. продано гр. А. Г. Разумовскому, наследникам которого принадлежало до 1827 г.
Современное устройство усадьбы связано с именем А.К. Разумовского, сына украинского гетмана, осуществившего в конце XVIII — начале XIX в. полную реорганизацию усадебного комплекса. По-видимому, по проекту А. Менеласа, много работавшего у Разумовских, был создан обширный, выполненный с большим размахом дворцово-парковый ансамбль в стиле классицизма.
Центром ансамбля служит дом-дворец, поставленный на главной оси усадьбы, в глубине участка. Симметрично этой оси, со стороны бывшего Владимирского тракта, расположены два въезда в усадьбу, возле которых помещаются идентичные друг другу комплексы из парных кордегардий и служб, образующие своего рода пропилеи. Симметричная планировка комплексов, некогда имевших собственную ограду, основана на двух взаимно перпендикулярных осях, одна из которых совпадает с осью въездных ворот. На участке перед домом размещался зверинец, от которого сохранились пруд “Блюдечко”, остатки валов и рва. На той же оси по другую сторону дома был разбит партер с многочисленными мраморными статуями и лестницей, спускавшейся к Верхнему пруду. На берегах речки Горенки и пруда раскинулся обширный английский парк с гротом, “храмами’», беседками и мостиками, перекинутыми на острова.
В начале XIX в. усадьба славилась ботаническим садом, над созданием которого работали крупные специалисты, в том числе профессор Ф.-Х. Стефан, ботаники И. Редовский и Ф. Б. Фишер. Теплицы и оранжереи числом до 40 имели общую протяженность около 1,5 км. Коллекции минералов и гербарии занимали в парке специальный флигель. В 1809 г. в Горенках было создано первое в России Ботаническое общество.
После смерти Разумовского запустевшее имение было продано Н. А. Волкову и кн. Н. Б. Юсупову. Последний часть оранжерей и парковую скульптуру вывез в свою подмосковную Архангельское; Волков устроил во дворце бумагопрядильную фабрику. В 1860-х гг. усадьба перешла к Третьяковым; ее производственное использование продолжалось до 1890-х гг. Последний владелец имения В. П. Севрюгов предпринял восстановление усадебного комплекса и дома, вернув им прежнее функциональное назначение. Перестройка и реставрация в 1913–1916 гг. Архитектор Чернышев С.Е. заново создал во дворце усадьбы «Золотой зал», украсил его росписью и отделал искусственным мрамором. Декорировал садово-парковый фасад дворца 14-колонной лоджией и симметричной полукруглой колоннадой, которая соединяла с главным зданием угловые павильоны.
За исключением теплиц, до настоящего времени сохранились все основные усадебные постройки и часть парка с лестницей и гротом. Здания кирпичные оштукатуренные, детали выполнены из белого камня.
Дом-дворец выстроен в 1780-х — 1790-х гг. по проекту А. Менеласа, капитально реконструирован в 1912-1916 гг. С. Е. Чернышевым. Здание обладает сложной многообъемной структурой и развитой пространственной композицией, симметричной главной планировочной оси. Облик XVIII в. дом сохранил лишь со стороны двора. Здесь центральный трехэтажный корпус украшен шестиколонным ионическим портиком, поставленным на аркаду рустованного нижнего этажа. Экседры некогда открытых террас смягчают строгость фасадов боковых крыльев. Нарядные галереи с лоджиями на аркадах соединяют корпус с вынесенными далеко вперед двухэтажными флигелями, ограничивающими пространство
обширного парадного двора.
Флигели появились в начале XIX в., существующие художественные акценты и общие с галереями мотивы они приобрели при перестройке их Чернышевым. По его же проекту создан новый парковый фасад дома с монументальной 14- колонной лоджией в центре и широким разворотом дуговых тосканских колоннад с павильонами на концах. Деление этой части дома вместо трех на два этажа сильно усложнило внутреннюю структуру здания и связь смежных помещений.
Внутренняя планировка и отделка интерьеров росписью, лепниной и искусственным мрамором, за исключением парадной лестницы, новые, 1910-х гг. Особенно наряден парадный “Золотой” зал, в убранстве которого сказалось пристальное изучение С. Е. Чернышевым творчества Ч. Камерона. В доме частично сохранилась мебель карельской березы с медными накладками, изготовленная на московской фабрике Шмидта по старым образцам.
Оранжерея рубежа XVIII —XIX вв. — единственное здание, напоминающее о некогда знаменитом ботаническом саде. Одноэтажная постройка протяженностью в 215 м с центральным и двумя боковыми павильонами состоит из двух объединенных под тупым углом корпусов. В 1920-х гг., в связи с приспособлением ее под жилье, разобраны обращенные на юг деревянные остекленные теплицы, сделана коренная перепланировка с пробивкой многочисленных окон, в том числе в прежней внутренней стене. Тем не менее в обработке здания сохраняются элементы классических форм. Особенно характерны завершенные фронтонами проходные павильоны, украшенные на торцах большой арочной нишей, объединяющей нижний трехчастный проем с чердачным окном.
Усадьба в свое время была обнесена глухой кирпичной оградой на белокаменном цоколе, прясла которой с двух сторон были обработаны арочной впадиной с замковым камнем и медальонами по углам. Сохранилось несколько звеньев ограды и двое въездных ворот со стороны Горьковского шоссе. Реставрированные в 1950-х гг. М.В. Дьяконовым пилоны ворот украшены полукруглыми в плане нишами и рустовкой, ажурные металлические полотнища — новые.
Парные одноэтажные домики — кордегардии, несмотря на скромное место в усадебном ансамбле, объединены с ним общностью стилевых приемов. Украшением фасадов построек служат ниши, креповки, ленточный руст. Планировка, часть окон и перекрытия зданий изменены. Лишь в одном из них уцелел лотковый свод с распалубками над проемами.
Четыре служебных корпуса составляют две пары идентичных друг другу двухэтажных строений. В их сдержанном внешнем убранстве использован мотив крупных, но неглубоких арочных впадин, объединяющих окна в вертикальные звенья. Торцы зданий и плоские центральные ризалиты продольных фасадов завершены фронтонами. Первоначальная структура с высоким первым и пониженным верхним этажами сохранилась только в западном корпусе у западных ворот. В остальных зданиях уровень междуэтажного перекрытия и габариты окон изменены.
Обширный английский парк преимущественно лиственных пород раскинулся по берегам и на островах длинного Верхнего пруда, образованного запрудой речки Горенки. В восточной части его прорезают аллеи — липовая с двухрядной обсадкой, ориентированная на парадный двор, тополевая и вязовая, ведущие к пруду. Над прудом расположен грот — полуподземное сооружение из крупного булыжного камня с круглым купольным залом в центре и тремя извилистыми сводчатыми коридорами. От дворца, с верхней террасы партера к пруду спускается белокаменная лестница, еще недавно украшенная чугунными скульптурами орлов. Вдоль бровки террасы и дуговых подъездных дорог к дому видны остатки металлических оград, на берегах пруда — следы каменного “Шахматного” и деревянного Горбатого мостов. Парк сильно зарос и частично вырублен, беседки и фонтаны утрачены.