Усадьба «Горетово»:1. главный дом, вт. треть XIX в.2. церковь Святой Троицы, 1737; 1773 гг.3. парк, вт.пол.XVIII-XIX вв.

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Усадьба «Горетово»:1. главный дом, вт. треть XIX в.2. церковь Святой Троицы, 1737; 1773 гг.3. парк, вт.пол.XVIII-XIX вв.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Московская область, Можайский район, с. Горетово
Вид объекта no
Датировка -
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение -
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

УСАДЬБА ГОРЕТОВО на Москве-реке формировалась на протяжении XVIII в. В первой половине столетия принадлежала гр. Мусиным-Пушкиным, с 1749 по 1766 г. — гр. А. П. Бестужеву-Рюмину, с 1768 г. до второй трети XIX в. находилась в роду кн. Волконских. При этих владельцах усадьба достигла наиболее полного развития. К 1800г.здесь находились двухэтажный деревянный дом со службами, каменная церковь, оранжерея с теплицами, три регулярных плодовых сада; имелись кожевенный, винокуренный и кирпичный заводы. В середине XIX      в. имение перешло в руки О. И. Бартоломеус, устроившей здесь бумаготкацкую фабрику, в 1890 г. принадлежало Бутиковой, в 1911 г. — А. И. Зиминой. Постепенно усадьба приходила в упадок, большинство зданий было разобрано. При устройстве Можайского водохранилища часть территории оказалась затопленной. Сейчас от архитектурного комплекса уцелели флигель и часть здания церкви. О парке напоминают копаные, соединенные каналом пруды, рядовые и групповые посадки деревьев лиственных и хвойных пород.

Кирпичный жилой флигель стиля зрелого классицизма характерен для усадебного строительства первой четверти XIX в. Двухэтажный на сводчатом полуподвале, он стоял вдоль боковой границы парадного двора, куда был обращен входом. Внешний торец здания, как часть развернутой к реке панорамы усадьбы, разработан наиболее тщательно. Его украшает портик из четырех тосканских колонн с треугольным

фронтоном, поставленный на каменной террасе. Небольшой по размерам, портик зрительно увеличен фланкирующими его пилястрами. С двух сторон флигель отделан мелким ленточным рустом. Выразительным элементом декора служит венчающий карниз с крупными модульонами, выполненный на главном фасаде из белого камня, на прочих — из кирпича.

Внутренняя планировка здания новая, от прежней остались лишь сени, помещенные на его поперечной оси.

Троицкая церковь принадлежит кругу построек аннинского времени. Кирпичная, она строилась вместо деревянной по прошению П. И. Мусина-Пушкина между 1733 и 1737 гг. «Возобновлялась» в 1773 г. и, видимо, в 1820-е гг., в результате чего объем здания был увеличен пристройками. Сохранилась основная часть церкви — собственно храм типа «восьмерик на четверике» со ступенчатыми тромпами в основании восьмигранника. Высокий нижний ярус, обработанный широкими угловыми лопатками и карнизом на кирпичных консолях, своим характером восходит к традициям XVII в. Верхний ярус носит следы переделок. Его грани с крупными плоскими нишами прорезаны трехчастными окнами. Венчающий карниз, аналогичный завершению стен флигеля, люкарны на сомкнутом своде и расписанный «под руст» барабан вносят в облик памятника черты зрелого классицизма.

Внутри храм искажен устройством междуэтажных перекрытий, в нижнем поясе старые проемы заложены, пробиты новые окна, сделана облицовка фасадов.