Наименование объекта | Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1796-1805 гг., усадьба «Хомяково» |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Сергиево-Посадский район, с. Хомяково |
Вид объекта | усадьба / элемент усадьбы |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Усадьба Хомяково, старинная вотчина Тихменевых, возникла в начале XVIII в., окончательно сформировалась на рубеже XVПI-XIX вв. Небольшая по размерам, она принадлежит к среднепоместным усадьбам окраины Владимирской губернии. Сохранились дом с церковью и половина небольшого регулярного липового парка, который сильно зарос, старые деревья заменены молодыми посадками. Дом и центральная аллея парка намечают основную композиционную ось комплекса, которая закрепляется копаными прудами. Вторая, перпендикулярная ось связана с церковью и липовой аллеей, направленной к ней от старой дороги из Сергиевского посада.
Кирпичная оштукатуренная, с белокаменными деталями, Казанская церковь построена в 1796—1805 гг. на средства Н.А.Тихменева. Здание с трехчастной композицией обработано в стиле классицизма, однако многими чертами связано с более ранней эпохой. Храм принадлежит к типу “восьмерик на четверике”, но старая схема усложнена и переработана в духе новейшей
архитектуры. Восьмерик, уменьшенный по сравнению с площадью основания, опирается преимущественно на высокую внутреннюю аркаду с пристенными пилонами, охватывающую окна двух уровней. Такой прием, украшая, обогащает интерьер и создает иллюзию парения верхнего яруса. Горизонтальные членения стен отмечены тянутыми карнизами. Декор фасадов при скупости художественных средств отличается изысканностью в тонкой проработке профилей. Боковые плоскости четверика храма покрыты ленточным рустом и завершены накладными фронтонами. Проемы заключены в арочные ниши, перекликающиеся с полуциркульными окнами фронтонов и круглыми окнами восьмигранника. Узкая трапезная, перекрытая цилиндрическим сводом, соединяет храм с колокольней их трех ярусов со шпилем. Здесь привлекателен необычностью формы нижний зонтичный свод. Колокольня частично опирается на стену трапезной, внутри которой помещена лестница к звону.
Отделка интерьеров обновляется. Полы бетонные, на паперти — из метлахских плиток.