Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Главный дом, 1910-е гг., усадьба «Лиды»
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Московская область, Каширский район, д. Лиды
Вид объекта нежилое здание
Датировка 1910-е года
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение гражданское
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы не проводились
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Никаких документальным сведений о времени постройки усадебного дома близ деревни Лиды обнаружить пока не удалось. Датировка памятника 1910 — ми годами произведена ориентировочно по стилистическим признакам и с учетом времени распространения в русской архитектуре стиля неоклассицизма.

Перестройки и утраты: Частично изменена внутренняя планировка дома (наибольшие изменения коснулись II-го этажа, где появилось много новых перегородок). Сильно перестроены и надстроены боковые пристройки веранды и зимнего сада.

Описание памятника: Главный дом, выстроенный на краю верхней береговой террасы р. Оки, расположен на главной оси усадьбы. Здание в стиле неоклассицизма выстроено из кирпича, фасады оштукатурены. Двухэтажный дом поставлен на подвальный этаж, который на северном парковом фасаде открыт на значительную высоту и трактов; как цокольный. Прямоугольный в плане единый симметричный объем здания дополнен боковыми, первоначально одноэтажными, пристройками с полуротондами, служившими(предположительно) верандой (восточная) и зимним садом(западная).Основу архитектуры дома составляют традиционные и устоявшиеся в усадебном искусстве рубежа ХVIII- ХIХ вв. классицистические приемы, подвергшиеся в данном случае определенной рационалистической (планировка) и стилизаторской(фасады) редакции.

На первом этаже дома, высота которого увеличена в сравнении со вторым этажом, расположена группа парадных помещений, планировочно выстроенная в цельную и законченную композицию. Центральную часть южной половины дома, выделенную двумя параллельными продольными стенами, центрального коридора, занимает вестибюль. Широкие проемы, с помещенными в них парами тосканских колонн, несущих тяжелый антаблемент, объединяют собственно вестибюль с частью центрального коридора и парадной лестницей в единое сложное пространство, которое служит планировочным ядром дома. Вдоль западного, паркового и восточного фасадов устроена анфилада больших парадных помещений, почти точно воспроизводящая традиционные анфилады домов русского классицизма.

В центре паркового фасада расположена большая гостиная, с двумя симметричными угловыми, кафельными печами, имеющими вогнутое зеркало /сохранилась одна печь/. Из гостиной устроен выход на балкон. За гостиной следует узкая диванная и угловой кабинет. С противоположной стороны к гостиной примыкает самое большое помещение парадного этажа дома, занимающее весь его северо — восточный угол. В указанном помещении устроен «альков», украшенный пилястрами и колоннами ионического ордера. Размещённые в центре «алькова» колонны поддерживают арку, переброшенную над его центральной частью. В помещениях парадной анфилады сохранилась отделка лепными карнизами с модульонами.

Наряду с объединением парадных помещений в классическую

анфиладу, все они имеют самостоятельнее входа — из центрального коридора. Даже «альков», устроенный за счёт части коридора сообщается с ним двумя дверями. В обоих концах центрального коридора устроены выходы на веранду и зимний сад.

Хозяйственные и служебные помещения подвала расположены одно за другим вдоль главного и паркового фасадов. Большинство из них изолированы друг от друга, за исключением помещений , устроенных в цоколе паркового портика, все остальные имеют самостоятельные входы из центрального коридора.

Второй этаж дома занимали жилые помещения. Планировка этажа целиком построена по коридорному принципу. Центральное помещение северной части этажа, помимо входа из центрального коридора, имеет и выход на балкон. Расположенный на этаже аванзал, повторяет архитектурное решение вестибюля, над которым и расположен.

Фасады дома выдержаны в формах, стилизованных под архитектуру зрелого классицизма. И только в пропорциях слишком широких окон можно усмотреть отступление от исторических прототипов. Симметричные композиции длинных, главного и паркового фасадов дома, различны. На главном фасаде устроены два портика сдвоенных ионических полуколонн большого ордера, размещённые по сторонам центрального тройного окна вестибюля. Перед главным входом, расположенным по оси фасада, находится поздний тамбур с крыльцом, завершённый треугольным фронтоном. Поле стены, между окнами первого и второго этажей, четырёх боковых осей здания помечены круглые медальоны. Объем дома завершён карнизом-антаблементом с сухариками, раскрепованным над портиками. Выше карниза, над центральной частью фасада, включая портики, устроен низкий глухой парапет. Центр паркового фасада выделен четырёхколонным ионическим портиком большого ордера и треугольным фронтоном. Портик поставлен на высокий цоколь и перекрыт междуэтажным перекрытием балкона. Над цоколем также устроен балкон; оба балкона сохранили деревянное ограждение точёным балясником с перилами. Парковый фасад по сторонам портика ритмично разработан оконными проёмами; между окнами первого и второго этажей помещены круглые медальоны /нечетные оси/ и прямоугольные ниши /чётные оси/.

Боковые пристройки веранды и /положительно/ зимнего сада сильно перестроены, надстроены вторым этажом. В сторону парка пристройки обращены полуротондами, колоннады которых ныне заменены глухими стенами. Со стороны главного фасада пристройки первоначально глубоко западали за его линию. Об архитектуре пристроек, выдержанной в одном ключе с архитектурой основного объема дома, определенно судить нельзя без предварительных раскрытий. На боковом фасаде восточной пристройки сохранился фрагмент заложенной колоннады, цоколь с полукруглым подвальным окном и антаблемент. Главный дом покрыт четырехскатной железной кровлей.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в марте 1984 г./