Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Главный дом, 1912 г., арх. А.Э. Эрихсон, усадьба «Любвино»
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Московская область, Рузский район, г. Тучково, лесная школа «Любвино»
Вид объекта элемент усадьбы
Датировка 1912 год
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение гражданское
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы не проводились
Архитектор Эрихсон А.Э.
Описание объекта

Исторические сведения: Имение Любвино получило свое название по имени его владелицы Любови Герасимовны Пыльцовой, урожденной Хлудовой, которая приобрела его около 1912 г. у В.Ф. Дубровиной.

К 1913 г, здесь уже был выстроен по проекту А.Э Эрихсона новый, существующий ныне, усадебный дом. Судя по композиционной и функциональной взаимосвязи с ним сохранившихся парковых сооружений, этому же автору принадлежит общий замысел планировки и благоустройства усадебной территории.

Перестройки и утраты: В годы Великой Отечественной войны почти полностью были разрушены переходы, объединявшие главный корпус с боковыми флигелями. После войны вместо переходов выстроены двухэтажные объемы, значительно исказившие первоначальный объем памятника. Многие элементы лепной декорации на садах, а также в интерьере, утрачены. Перестроен тамбур перед главным входом. Внутри частично разобраны некоторые капитальные стены, возведены новые перегородки. Заложены некоторые первоначальные двери, пробито несколько новых. Сделаны новые лестницы.

Усадебный парк сильно зарос молодыми деревьями. Верхняя часть пилонов перед въездом разрушена. Утрачены мраморные скульптуры на смотровой площадке.

Реставрационные работы не проводились. Здание периодически ремонтируется.

 Описание памятника: Усадьба Любвино расположена на чрезвычайно высоком и крутом холме левого берега Москвы-реки. Двухэтажный с подвалом кирпичный, оштукатуренный и побеленный, главный дом, выстроенный в стиле неоклассицизма, стоит в нескольких метрах от берегового обрыва, к которому он обращен продольным восточным фасадом. Перед домом, на самом краю обрыва устроена смотровая площадка, с которой открывается редкий по красоте вид на пойменные луга и поросшие лесом холмы противоположного берега. Западный фасад дома выходит на обширный парадный двор, к которому ведет широкая, длинная, прямая аллея, проложенная через естественный лесной массив.

Усадебный дом, подражая по своему композиционному решению, постройкам эпохи зрелого классицизма, состоит из главного корпуса и небольших флигелей, объединявшихся сначала одноэтажными переходами. После Великой Отечественной войны между главным корпусом и флигелями, очевидно, используя фундаменты и сохранившиеся фрагменты стен, переходов, были возведены двухэтажные объемы, после чего памятник приобрел излишне монументальный тяжеловесный облик и утратил ясность изначальной композиции. Наиболее выразительное архитектурное решение получил восточный фасад прямоугольного в плане, вытянутого с севера на юг главного корпуса. Его центральная часть выделена мощной полуротондой, увенчанной круглым бельведером с полусферическим куполом, что придает зданию торжественный, репрезентативный облик. Бельведер хорошо виден из-за реки, с Московской дороги, при подъезде к повороту в усадьбу. Западный фасад дома усложнен широким ризалитом, перед которым выступает тамбур парадного входа. Ризалит поднимается над карнизом, образуя фигурный парапет. На крыше тамбура устроена веранда.

Прямоугольные, в плане, вытянутые с востока на запад боковые флигеля значительно уступают по объему главному корпусу, что подчеркивает зрительно их подчиненную роль в общей компо- зиции. Флигели завершаются декоративными куполами, которые сдвинуты к востоку, фронтоны, возвышающиеся над западными фасадами, живо перекликаются с аттиком главного корпуса, что несмотря на значительную протяженность фасадов, способствует цельности восприятия памятника. Декоративное оформление фасадов дома сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны, утратив многие первоначальные элементы. В убранстве использованы отлитые из алебастра и гипса детали, обладающие четким, тщательно проработанным рисунком. Полуротонда главного корпуса обработана парными колоннами с профилированными белокаменными базами и лепными

коническими капителями. Над высокими арочными окнами полуротонды помещены небольшие изящные венки. Аттик над западным фасадом украшен полуциркульной нишей, в которую вписан широкий архивольт с лепниной из крупных пальметт. Донце чаши заполнено сложной композицией, составленной из предметов античного вооружения и символов искусств. Прямоугольные окна второго этажа на западном фасаде сохранили белокаменные крепованные перемычки. Стены основной части здания завершают широкие гладкие фризы и карнизы большого выноса. Молульоны их утрачены. Перед парадным входом поставлены две чугунные скульптуры сидящих охотничьих собак, выполненные в натуральную величину.

На восточном и западном фасадах флигелей импосты тройных прямоугольных окон первого этажа обработаны дорическими полуколоннами, несущими широкий антаблемент, над которым помещено большое полуциркульное окно второго этажа. Антаблемент декорирован поясом сухариков. Карнизы флигелей украшены небольшими лепными розетками и тонкими поясами иоников. Внутренняя планировка главного корпуса, претерпев целый ряд изменений, в основном сохранила сбою первоначальную структуру. Все помещения размещены по сторонам продольного коридора, образованного одной капитальной стеной и перегородками, поперечная ось здания проходит через вестибюль в западной части и обширный, занимающий пространство полу- ротонды парадный зал. Проходы из вестибюля в зал фланкированы коринфскими колоннами. Две комнаты, расположенные по сторонам зала, объединялись с ним по принципу анфилады. По сторонам вестибюля размещено по два помещения, образованных поперечными капитальными стенами, которые соответствуют креповкам фасада. На второй этаж и чердак ведет трехмаршевая лестница, занимающая помещение, смежное с вестибюлем. Планировка второго этажа с незначительными изменениями повторяет первый этаж. Первоначальная внутренняя организация флигелей полностью утрачена.

Парадный зал перекрыт красивым зеркальным сводом с высокими паддухами. В западном торце свода, над дверью помещено полукруглое окно, освещающее вторым светом коридор верхнего этажа. В остальных помещениях перекрытия балочные.

В некоторых комнатах главного корпуса сохранились элементы первоначального убранства, особенно наряден парадный зал. В зоне пяты свода проходит широкий карниз с модульонами и розетками, а под ним — нарядный лепной фриз с растительным орнаментом. Над западной дверью помещен лепной барельеф на тему античной мифологии. Лепные карнизы сохранились также в комнате, расположенной к югу от парадного зала, и в вестибюле. Потолок лестничной клетки украшен написанным на холсте прямоугольным плафоном с изображением Марса и Беллоны. Полы в главном корпусе и флигелях частично паркетные, частично покрыты линолеумом.

Окружающий дом пейзажный парк из хвойных пород складывается из естественного лесного массива с незначительными искусственными подсадками. Из-за резких перепадов рельефа местности в парке устроено несколько пологих белокаменных лестниц. Важным композиционным звеном, связывающим дом с окружающей природной средой, служит смотровая площадка перед его садовым фасадом. Основание площадки, поднятой над крутым откосом, сложено из необработанных блоков известняка. Лицевая сторона подпорной стенки украшена большой арочной нишей, в которой некогда был устроен фонтан. На кирпичных столбах ограждения верхней террасы первоначально стояли мраморные скульптуры, теперь замененные вазами. Между столбами старые металлические решетки.

Въезд в усадьбу отмечает два квадратных кирпичных пилона высотой свыше 2-х м, поставленные в начале подъездной аллеи. Их скромные завершения утрачены. Рядом с пилонами — небольшая сторожка привратника. Лишенный украшений кирпичный домик в один этаж строен своей архитектуры, принадлежит неоклассицизму.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в марте 1982 г./