Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Усадьба «Одинцово», XVIII-XX вв., 1890-1892 гг., арх. Шехтель Ф.О.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение г. Домодедово, с. Одинцово
Вид объекта no
Датировка -
Правоустанавливающие документы Указ Президента РФ от 20.02.1995 № 176
Современное значение -
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор Шехтель Ф.О.
Описание объекта

УСАДЬБА ОДИНЦОВО на берегу речки Рожайки, в начале XIX в. принадлежавшая М. П. Нарышкину, затем последовательно Н. В. Охотниковой, И. Ф. Похвисневу, кн. А. Б. Голицыну и Ивановым, в 1891 г. была приобретена  В. Е. Морозовым, который вскоре приступил к полной ее перестройке. В 1892 — 1894 гг. по проекту Ф. О. Шехтеля был создан архитектурный ансамбль, сочетающий элементы эклектики и стилизаторства со свободой планировки и характерной для модерна асимметрией в структуре основных сооружений. Из старых построек осталась лишь церковь, стоящая близ дома на опушке запущенного парка.

Композиционным и художественным центром усадьбы служит дом в духе раннего французского Возрождения, поставленный на искусственной верхней береговой террасе. Кирпичный со штукатурной отделкой фасадов, он очень живописен благодаря сложности конфигурации и компоновке разновысотных объемов. В основном двухэтажный с полуподвалом, дом усложнен угловой шатровой башней и широко раскинувшимися одноэтажными боковыми пристройками. Все части здания покрыты собственными высокими крутыми кровлями, обогащающими общий выразительный силуэт. Фасады при общности архитектурно-декоративных приемов индивидуальны. В их организации большая роль принадлежит выступам, креповкам, террасам и балконам, а также окнам различной величины и формы. Значение главного получил наиболее “регулярный’’ фасад с выделенным центром, обращенный к реке, гранитной лестницей связанный с садовым партером. В системе наружного убранства здания эффектно использован цветовой контраст краснокирпичных стен и светлой штукатурки.

Во внутренней планировке с центральным холлом, общей для обоих этажей, элементы коридорной системы удачно сочетаются с анфиладностью парадных помещений. Последние богато и нарядно отделаны в разных стилях. Широко использованы дубовые панели, деревянные кессонированные потолки, росписи, лепнина, штофные обои и паркет. В холле и столовой — камины. Угловые печи часто замаскированы. Убранство интерьеров дополняют мебель, картины, произведения декоративно-прикладного искусства рубежа XIX —XX вв.

Небольшой кирпичный, частично оштукатуренный служебный флигель по своим художественным принципам близок усадебному дому. Одноэтажная северная и двухэтажная южная его половины композиционно объединяет массивная граненая башня с зубцами, которая заключает в себе трубу размещенной в подвале котельной. Разнообразие объемных форм усиливается пластической их разработкой с помощью скашивания углов. Снабженные креповками и щипцами фасады отделаны светлым штукатурным рустом. Перекрытия в основном балочные. Потолки с розетками имеют тянутые карнизы. В настоящее время жилые комнаты украшают мебель, картины, вазы, находившиеся в усадебном доме.

Дом управляющего, одноэтажный с высоким цоколем, скрывающим подвал, усложнен наличием выступов и граненых башенок, одна из которых оформляет угловой вход. Сухой геометризм архитектурно-декоративных элементов смягчается асимметрией в компоновке фасадов, их нарядной двухцветной отделкой и оригинальностью форм кровельных

покрытий. Тыльный фасад искажен новой пристройкой, в доме частично изменены планировка и связь помещений. В интерьерах имеются белые кафельные печи, штукатурные розетки и карнизы, старые филенчатые двери. Живописные полотна, фарфор и мебель конца XIX — начала XX в., по-видимому, перенесены из главного дома.

Кирпичная оранжерея сильно перестроена, однако сохранились основа ее коридорной системы и обращенные к центру усадьбы входной и торцевой павильоны. Различные по высоте, форме и ориентации, они перекликаются с другими постройками усадьбы общностью художественных приемов. Основным средством декоративной отделки служит штукатурка, покрывающая плоскости глухих стен, подчеркивающая углы и различный характер перемычек.

Конный двор оформляет основной въезд в усадьбу, что определило его парадную симметричную композицию. Высокая центральная проездная башня с надвратным теремом в “русском стиле” архитектурно объединяет широко раскинувшиеся циркумференции одноэтажных боковых крыльев. Последние до их переделки имели собственные художественные акценты в виде поперечных помещений под крутыми остроконечными кровлями. Уцелело одно из них в наиболее нарядной средней части здания. Эффектная центральная башня со сводчатым проездом, угловыми гранеными пилонами со щелевидными окнами и ступенчатые брандмауэры придают постройке романтические черты замкового сооружения.

Церковь Михаила Архангела сооружена в 1800 г. по заказу М. П. Нарышкина. Кирпичный оштукатуренный храм с белокаменными деталями принадлежит к типу центрических построек зрелого классицизма. Средоточием композиции служит высокая купольная ротонда со световым барабаном, окруженная группой пониженных помещений, вписанных в квадратный план со скругленными углами. Симметричная структура здания внешне выражена четырьмя идентичными тосканскими портиками с фронтонами. Их развитые пространственные ячейки чередуются с гладью округлых стен, оживленных лишь медальонами и плоскими нишами. Мотив ниш повторен в интерьере, где последние перекликаются с опущенными до пола оконными амбразурами. Все перекрытия сводчатые. Пол в церкви из белокаменных плит. На стенах, окрашенных маслом, имеются фрагменты отдельных живописных композиций конца XIX в. Трехъярусный центральный и пониженные придельные иконостасы утрачены, характер интерьера изменен.

Вблизи церкви находится деревянная сторожка стиля модерн. Стоявшая отдельно современная храму колокольня, украшенная колоннами по ярусам, не сохранилась.

Обширный усадебный парк смешанных пород — преимущественно пейзажный, переходящий в лесной массив. Отдельные деревья в нем, лиственничные и пихтовые аллеи — более чем столетнего возраста. Эффектна длинная подъездная аллея с двухрядной обсадкой стрижеными липами и пихтой. В центре усадьбы имеются остатки регулярного липового сада. На окраине парка, у реки, находится небольшой искусственный пруд с островом, соединенный с рекой каналом. Берега пруда украшают миниатюрные декоративные павильоны 1890-х гг. с высокими чешуйчатыми кровлями на деревянных кронштейнах.