Наименование объекта | Парк, 2-я половина XVIII — XIX в., усадьба «Остров» |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, Ленинский район, с.п. Молоковское, с. Остров |
Вид объекта | ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля |
Датировка | 2-я половина XVIII - XIX века |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
УСАДЬБА ОСТРОВ — одна из древнейших в Подмосковье. Село, впервые упомянутое в духовной грамоте Ивана Калиты, до конца XVII в. было дворцовым, служа загородной резиденцией великих князей и царей. Здесь часто бывали Иван Грозный и, особенно, Алексей Михайлович. Уже при Василии III в Острове находился княжеский терем. Через столетие в государевых хоромах принимали антиохийского патриарха Макария, устраивался прием по поводу освящения церкви. Писцовые книги 1675 — 1677 гг. отмечают в селе государев двор, два сада, двор конюшенный. В первой четверти XVIII в. село принадлежало кн. А. Д. Меншикову, который основал здесь усадьбу с господским домом, флигелями и службами. В дальнейшем владение было передано великому князю Петру Федоровичу, а в 1765 г. пожаловано гр. А.Г. Орлову. Последний рядом с меншиковским двором заложил собственную усадьбу с конским заводом, выстроил большой двухэтажный дом, оранжереи, теплицы, разбил фруктовый и английский сады с павильонами и беседками. После смерти Орлова усадьба стала приходить в упадок и в 1837 г. поступила в собственность министерства государственных имуществ: часть ее построек была продана Николо-Угрешскому монастырю (вып. 3, № 195), при этом деревянный верх дома перевезен на его территорию. Позднее владение перешло духовному ведомству, в переделанных зданиях скотного, затем конного дворов размещена богадельня.
От старинной усадьбы, расположенной на холме, над поймой Москвы-реки, остались церковь, часть конного двора и липовый парк.
Преображенская церковь — памятник исключительного художественного и историко-архитектурного значения. Она сооружена из белого камня во второй половине
Столпообразное крестчатое в плане основание храма несет восьмерик, завершенный гладким, открытым внутрь шатром. Места перехода от одной формы к другой снаружи декорированы ярусами кокошников. На углах крещатого столпа стоят двенадцать миниатюрных глухих барабанов с главками. По сторонам столпа расположены два равновеликих одноглавых бесстолпных придела, перекрытых системой ступенчатых арок. Храм с трех сторон обходит крытая галерея, возобновленная в 1838 г. в кирпиче в прежних габаритах. Версия о более поздней пристройке приделов’ и апсиды храма не подтверждается конструкцией и планом основной части здания. Как композиция, так и детали памятника уникальны для
русской архитектуры эпохи Ивана Грозного. Своеобразны профилировка угловых лопаток, характер аркатуры под венчающим карнизом, профиль этого карниза и обрамления порталов. Совокупность художественных особенностей здания позволяет предполагать участие в строительстве иноземного зодчего. Конструкция и декоративная обработка приделов свидетельствуют о привлечении псковских мастеров.
Начиная с 1967 г., с перерывами, под руководством Б. Л. Альтшуллера производились исследования, ремонт и реставрация памятника. В ходе работ восстановлены утраченные малые главки, изначальный характер большинства растесанных оконных проемов, на основании древних остатков настланы полы лощеной керамической плиткой. С внутренней поверхности стен и сводов удалена масляная покраска 1880-х гг.
Конный двор стиля ампир выстроен из кирпича в первой трети XIX в. Судя по старым чертежам, он имел форму каре. Существующее одноэтажное здание с башнеобразным въездным павильоном представляет его главный корпус. Извне квадратный, внутри крестчатый павильон с круглыми помещениями в угловых пилонах служит композиционным центром сооружения. Одно из крыльев увеличено жилой пристройкой, которая благодаря падению рельефа имеет два этажа. Цокольный этаж и башня въезда перекрыты в основном парусными и коробовыми сводами. Снаружи башня обработана квадровым рустом и мощным антаблементом упрощенного дорического ордера.
При использовании здания богадельней корпус был реконструирован: на месте заложенной проездной арки появились двери и окна, в том числе крупные полуциркульные второго света. Внутренняя планировка и отчасти фасады, прорезанные новыми окнами, изменены. В надвратной башне устроена домовая церковь. От ее убранства остались фрагменты настенных росписей и пол из метлахской плитки.
Живописный липовый парк второй половины XVIII в., называвшийся английским садом, спускается по склону в речной долине. Утративший дорожную сеть и беседки, преимущественно бывшие деревянными, он сохранил пейзажный характер и пограничные верхнюю и нижнюю аллеи. По оси дома деревья расступаются, образуя овальный партер, к которому сверху, от здания спускались округлые марши каменной лестницы. В север ной части парка имеется пруд, устроенный на маленькой речке Берженке. Зеленые насаждения здесь, каменные мосты и ограда парка не сохранились.