Наименование объекта | Главный дом, 1776-1789 гг., арх. М.Ф. Казаков, усадьба Петровское-Алабино (Демидовых), ХVIII в., усадьба «Петровское», 2-я половина XVIII в. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, Наро-Фоминский район, село Петровское |
Вид объекта | Главный дом усадьбы |
Датировка | 1776-1789 года |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1); Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 Приказ 2108 от 21.09.16 |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы не проводились |
Архитектор | Казаков М.Ф. |
Исторические сведения: Главный дом в усадьбе Н.А. Демидова Петровское заложен в 1776 г., о чём свидетельствует памятная надпись на закладном камне «Архите. М. Козаков», пребывавшим в кладке подвала. По мнению исследователей, М.Ф. Казаков не был автором проекта здания, а лишь воплощал чужой проект, предположительно В.И. Баженова или И. Старова, близкого к семье Демидовых. Не исключено также, что Казаков осуществил строительство по иностранному «увражному» проекту, что было чрезвычайно распространено в русском зодчестве того времени.
Дом-дворец павильонного типа, очевидно, был мало приспособлен для жилья. Изначально здание украшала чугунная статуя Екатерины II, отлитая, как и другие скульптуры, на уральских заводах Демидовых.
Впоследствии дом не перестраивался. В 1920-х — 30-х гг. он не использовался, было утрачено убранство интерьера. В 1941 г. в здание попал снаряд, за прошедшее с тех пор время оно пришло в руинированное состояние.
Подробное описание памятника до разрушения сделал С.А. Торопов в 1924 г.: «дом, поставленный в середине … каре, представляет собой лучшую постройку в Петровском. Квадратный с выступами на на углах в плане, он обработан как внутри, так и снаружи блестяще. Четыре одинаково решённых фасада очаровывают тонко нарисованной дорикой монументальных из белого камня колонн, углублённых в толщу стены. Фасады связываются угловыми выступами, украшенными двухколонными ионическими портиками с балконами у дверей — окон верхнего этажа. Здание завершается барабаном с куполом. Главный вход … украшен чугунными сфинксами с прекрасным женским обликом и львиными фигурами, очень неплохо сделанными на собственных заводах Демидовых. Их горячий ржавый цвет вполне гармонирует с голубыми блесками, бликами на протёртых до чистого чугуна частях и камнем пьедесталов, тёплого сверкающего тона».
Утраченная внутренняя планировка дома проанализирована авторами монографии «Казаков»: «Казаков, применив в Петровском традиционный приём планировки паркового увеселительного павильона, искусно воссоздавал своеобразную обстановку интимного и праздничного быта этих сооружений. Поэтому и сохранены в плане дома столь странные здесь, на первый взгляд, диагональные коридоры, изолированность угловых комнат, отсутствие кольцевой анфиладной связи комнат, окружающих с четырёх сторон центральный круглый зал… в зале… сервировался завтрак или обед для малых приёмов или интимных пирушек. Сервированный стол, как это было в Царскосельском Эрмитаже, подавался снизу механически из первого этажа, что позволяло обходиться без помощи прислуги; уединённые кабинеты по четырём углам зала служили для отдыха гостей… Всё в планировке помещений предусматривало максимальную возможность создания живописных перспектив парка из окон павильона».
Отделка интерьера дома, по замечанию Торопова, отличалась «простотой и логичностью… Особенно хороши были высокие изразцовые печи, по технике и архитектонике напоминающие печи Кусковского дворца». На одной из фотографий запечатлена угловая печь из белых изразцов, с цоколем, карнизом, ступенчатым завершением и тонким рисунком классических венков, ваз, гирлянд.
Исследователь В.Е. Згура отметил в качестве основного принципа архитектурного замысла здания «постоянное сопровождение действительных композиционных форм оптическими»: квадратный в плане, со срезанными углами, дом с определённых точек производит впечатление треугольного. Эту вариацию композиционной темы памятника Згура сравнивает с «многоголосной классической фугой. Это каменная транскрипция музыкального произведения».
Сохранились фотографии и обмерные чертежи здания 1920-х — 30-х гг.
Перестройки и утраты: От здания осталась лишь коробка внешних стен и та с большими утратами кладки. Разобрана половина стены южной лоджии, в других лоджиях, кроме северной, по осям окон разобрана кладка простенков выше и ниже проемов I-го этажа. Утрачен западный портик большого ордера и, кроме северо-восточного, портики малого ордера. Разобрана верхняя часть стены западной лоджии и карниз на восточном фасаде. Все внутренние стены, перекрытия и кровля отсутствуют. Утрачена парадная лестница, другие крыльца балкона. Подвал завален и не доступен для осмотра. Почти полностью утрачена внутренняя штукатурка и частично наружная.
Описание памятника: Главный дом-дворец расположен в центре усадебного парадного двора. Его северный фасад, обращенный к основной подъездной дорога и ориентированный на
церковь, некогда был отмечен двухмаршевой белокаменной лестницей со скульптурой.
Памятник стиля зрелого классицизма, выстроенный по типу парковых эрмитажей, отличается сложностью рисунка плана, монументальностью и строгостью внешних форм, тщательностью проработки деталей. Архитектурный декор выполнен из белого камня и лепнины, в свое время его дополняла утраченная ныне чугунная скульптура. В архитектуре здания воплощены эстетические представления об античности просвещенного русского человека конца ХVIII в.
Памятник обладает центрической композицией. Двухэтажный с полуподвалом кубический объем был завершен барабаном центральной ротонды с куполом. Одинаковые фасады с четырех колонными портиками большого римско-дорического ордера в лоджиях, объединяющими оба этажа, чередуются с гладкими стенами срезанных углов, которые были украшены балконами на парных колоннах малого ионического ордера. Чередование граней и колоннад является основным композиционным мотивом памятника.
Сохранился остов здания, на мощном кирпичном, некогда облицованном камнем стилобате, без завершения и перекрытий, со следами примыкания внутренних капитальных стен.
Все фасады, кроме западного, сохранили белокаменные колоннады в лоджиях.. Колоннам соответствуют на стенах пилястры. В центре лоджий — входные проёмы, совершенно разрушенные. Все проёмы — прямоугольные, нижние окна — высокие, верхние — пониже.
(О нижних проёмах в настоящее время можно судить лишь по фотографиям). Интересной особенностью памятника является то, что профилированные рамочные наличники (наверху с «ушками”) выполненные из гипса, так искусно имитируют белый камень, что подделку можно обнаружить только на разрушенных местах. Они даже имеют швы, как если бы состояли из отдельных блоков. Подобную картину наблюдаем и на церкви Петра Митрополита.
В связи с сильным разрушением стен почти не уцелели межъярусные накладные доски, они остались только под угловыми балконами.
Тщательно прорисованы белокаменные базы и капители колонн и пилястр, особенно ионические капители малого ордера с подвесками.
Представление о. нижней части здания можно получить лишь по фотографиям: гладкий, высокий цоколь, прорезанный проёмами подвала, был облицован белым камнем. Широкий антаблемент здания состоит из белокаменного архитрава, кирпичного фриза с лепными триглифами и далеко вынесенного белокаменного карниза с мутулами. Архитравы малых портиков на углах также белокаменные. Их кирпичные аттики сильно разрушены. Металлические каркасы всех архитравов обнажены.
Сохранившаяся наружная штукатурка поздняя. Следов покраски не обнаружено. Размер кирпича 27,5(28) х 13,5(14) х 7 см., кладка на известковом растворе, перевязка кладки русская, шов обработан подрезкой.
По современному состоянию здания судить о его интерьере невозможно. О нём дают понятие обмерные чертежи 1938 года. План дома повторял традиционную диагональную систему планировки парковых павильонов. От круглого центрального зала в обоих этажах отходили узкие коридоры, ведущие в уединённые угловые кабинеты. Помещения, расположенные по периметру, не имели анфиладной связи.
Сохранился лишь абрис плана. На стенах видны отверстия от балок плоских перекрытий и полов, что даёт возможность сравнить высоту этажей, из которых нижний был значительно выше. Его центральный зал освещался вторым светом. Аналогичный зал на 2-ом этаже, перекрытый ложным куполом, высотой намного превосходил смежные помещения. Стены зала поднимались над кровлей дома, образуя световой барабан верхнего яруса. Зал освещался лишь верхним светом из окон барабана, которые в интерьере прорезали купольный свод.
От внутреннего убранства уцелела часть лепного карниза 1-го этажа с гладким фризом и пояском мелких сухариков. Частично сохранилась филенчатая обработка откосов окон. Панель из филенок проходила также по низу.
Кладка наружных и внутренних стен дома скрепляется металлическими связями.
Даже в руинированном состоянии дом-дворец в усадьбе Петровское, выстроенный при участии архитектора М.Ф. Казакова, является выдающимся памятником русского классицизма конца ХVIII в. Здание не потеряло исключительной архитектурно-художественной ценности, благодаря совершенству композиции, тончайшей разработке деталей, применению иллюзорных оптических эффектов.
Редкий образец центрического усадебного дома, дворец служит композиционным центром усадебного ансамбля.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1982 г./