Усадьба «Покровское-Засекино», в которой в 30-40-х гг. XIX в. жил революционер Герцен Александр Иванович: 1. — ...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Усадьба «Покровское-Засекино», в которой в 30-40-х гг. XIX в. жил революционер Герцен Александр Иванович: 1. — Главный дом (деревянный); 2. – Парк; 3. – Пруды
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Одинцовский район, пос. Покровское
Вид объекта no
Датировка -
Правоустанавливающие документы постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624
Современное значение -
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

УСАДЬБА ПОКРОВСКОЕ на речке Островне возникла при кн. Жировых-Засекиных, которым село принадлежало с 1690 г. почти столетие. В 1760-х гг. здесь уже находились деревянные господский дом и церковь. В конце XVIII в. усадьбу приобрели братья Яковлевы, в Х1Хв. обновившиееезастройку. В 1846г. имение наследовал Д.П. Голохвастов, в 1852 г. оно было продано Н.Г. Дебриньи. Последние владельцы — Балакины.

Усадьба тесно связана с жизнью А.И. Герцена. Здесь, в имении своего отца, он ежегодно бывал в детстве и юношестве, а в 1843 — 1844 гг. подолгу жил с семьей. Сюда к нему приезжали друзья: В.Г. Белинский, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, Н.Х. Кетчер, М.С. Щепкин. К Покровскому Герцен неоднократно обращается мыслью в своих воспоминаниях.

Небольшая среднепоместная подмосковная расположена на покатом холме над прудом, устроенном на запруженной речке. Некрупный масштаб построек, их несложные формы, характерные для архитектуры ампира, далеки от парадности загородных резиденций предшествующего столетия. Вершину холма занимает дом. Перед ним полукружием расстилается лужайка, границы которой намечают молодые посадки лип. Другой стороной дом обращен к террасному партеру и пруду с запущенной рощей на другом его берегу. Находившийся вблизи дома ландшафтный парк практически вырублен и замещен молодой порослью. От старых насаждений уцелели отдельные экземпляры лип, сосен, елей. Хозяйственный комплекс на периферии усадьбы ограничивается тремя небольшими постройками.

Усадебный дом, где жил Герцен, был сложен в 1810-х гг. из крупного леса, в середине XIX в. обшит тесом, внутри оштукатурен. Одновременно боковые сени «вроде террас» уступили место равновеликим пристройкам, одна из которых служила кухней. В 1980-х гг. дом как мемориальный памятник был реставрирован В.И. Якубени с восстановлением исторической планировки. Через несколько лет сгоревший, он воссоздан в 2001 -2004 гг. по проекту И.Ю. Коровина в кирпиче со штукатурной отделкой и несгораемым перекрытием.

Одноэтажный с мезонином и боковыми крыльями дом стиля ампир представляет типичный образец усадебного жилья первой четверти XIX ст. Его скромная архитектура носит камерный характер.

Основным украшением здания служат дорические портики, несущие террасы мезонина. Окна в простых рамочных наличниках до перестройки имели ставни. Внутренняя планировка дома обновлена, но до сих пор центральное положение в ней занимает зал, раньше составлявший со смежными гостиными короткую анфиладу с выходом в парк.

Кирпичные службы образуют комплекс из трех одноэтажных построек конца XIX в., в архитектуре которых воспроизведены ампирные формы. Наиболее выразительно удлиненное среднее здание -конюшня. Его осевая симметричная композиция подчеркнута повышенным центральным ризалитом, обработанным сдвоенными колоннами. На тыльном фасаде колонны заменены пилястрами. Крылья корпуса равномерно членят крупные арочные окна в ленточных штукатурных наличниках. Крайние, в прошлом, очевидно, жилые постройки очень скромны. Их единственным украшением служат замки над проемами. Лицевой фасад правого корпуса венчает небольшой треугольный фронтон с чердачным «итальянским» окном.

  1. ЦЕРКОВЬ ПОКРОВСКАЯ поставлена на пустоши при дороге к селу и усадьбе (вып. 4, № 150). Сложенная из кирпича, она сменила деревянную в 1870-1874 гг.; построена на средства прихожан по проекту П.Е. Боева, под надзором В.О. Грудзины. Архитектура здания, характерный образец эклектизма, основана на сочетании традиционной типологии с разработкой фасадов формами классицизма и отчасти «русского стиля». Трехчастная композиция церкви развивается по продольной оси. Бесстолпный двусветный четверик одноглавого храма перекрыт сомкнутым сводом с отверстием для светового барабана. Фасады расчленены на два яруса и на три прясла, заполненные крупными, внизу арочными, наверху прямоугольными окнами, дающими много света. Завершают объем развитой антаблемент с поясом ширинок во фризе и аттик с рядом ложных кокошников. В донцах средних кокошников устроены люкарны. Небольшая двухпридельная, в прошлом сводчатая трапезная соединяет храм с колокольней, сохранившейся в пределах трех ярусов. Верхний восьмигранник колокольни с шатром и глава храма разобраны, трапезная надстроена, интерьеры здания кардинально изменены.