Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Дом жилой с хозяйственным корпусом, усадьба «Таболово»
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Московская область, Ленинский район, г. Видное-2, с. Таболово, Белокаменное ш., 4
Вид объекта усадьба / элемент усадьбы
Датировка -
Правоустанавливающие документы приказ Комитета по культуре Администрации Московской области от 31.12.1998 № 354
Современное значение гражданское
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

УСАДЬБА ТАБОЛОВО формировалась постепенно, начиная с последней четверти XVII в., когда здесь находился боярский двор М. И. Морозова. С 1696 по 1756 г. сельцом владели Апраксины, построившие каменную церковь. Во второй половине XVIII ст. Таболово принадлежало роду кн. Трубецких, в усадьбе находился деревянный дом с регулярным садом. В первой половине XIX в. имение — собственность Мельгуновых. Последние владельцы — Гавриловы.

Конкретная планировка усадьбы и большинство сооружений вместе с господским домом давно утрачены. Сложившаяся в XVIII —XIX вв. усадебная структура восстанавливается в основных чертах на основании взаимного расположения сохранившихся элементов: церковных зданий, одичавшего соснового парка и остатков хозяйственного комплекса. Расположенная близь Каширского тракта, усадьба, очевидно, к нему была обращена своей парадной частью. Позади дома, вдоль береговой линии оврага с копаным прудом лежала хозяйственная территория с конным и скотным дворами. Поперечную ось ансамбля намечали церковный погост и массив парка.

Наиболее интересен в усадьбе храмовый комплекс, состоящий из Успенской церкви и стоящей в линии ограды надвратной колокольни. Здания сложенные из белого камня, выстроены между 1705 и 1716 гг. по заказу П. М. Апраксина.

Церковь типа «восьмерик на четверике», с одной апсидой, окружена с трех сторон закрытой сводчатой папертью, замыкающейся с востока двумя миниатюрными приделами. Над западной частью паперти — открытая в интерьер палатка хоров. Памятник, стоящий на рубеже двух эпох, синтезировал в себе черты нескольких направлений в русской архитектуре. Планировка XVI —XVII вв. органически сочетается в нем с массами «нарышкинских» храмов при трактовке деталей в характере европейского барокко. Полукруглые тимпаны в завершении стен предвосхищают излюбленный мотив московского зодчества 1730—1740-х гг. Помимо своеобразия форм памятник интересен уникальными в настоящее время покрытиями из белокаменной лещади, скрытыми железной кровлей. Красивы по

рисунку кованые оконные решетки. Не менее оригинальные решетка западного входа и узорная металлическая рама церковного окна переданы в фонды ГНИМА и ГИМа. Декоративное убранство здания особенно развито на паперти. Пышные, геометрически четкие обрамления окон и порталов отчасти повторены внутри нее, на стенах храма и приделов. Элементы декора, в том числе капители, остались незавершенными. Ажурные кресты на церкви современны ее постройке.

Высокое, устремленное вверх пространство храма хорошо освещено. Побеленные по камню стены росписей не имеют. Прежние иконостасы не сохранились.

Колокольня, стоящая к западу от церкви, — скромный образец архитектуры петровского барокко — общей композицией близка монастырским надвратным храмам XVII —XVIII вв. Однопролетные ворота в ее основании увенчаны восьмериком звона с ярусным барабаном и каменной главой. Кровля восьмерика — из лещадных плит. Пилоны заключают помещения сторожки и лестницу к колоколам. В скупом убранстве здания использованы ордерные формы и карнизы измельченного профиля.

Хозяйственный комплекс стиля классицизма создан в начале XIX в. при обновлении усадьбы С. П. Мельгуновым. До конца 1930-х гг. сохранялись одноэтажные строения смежных конного и скотного дворов с симметричным лицевым фасадом. Сюда выходили торцами три каменных флигеля, соединенные между собой оградами с монументальными пилонами ворот. К настоящему времени из хозяйственных построек осталось одно крыло одноэтажного, в прошлом симметричного здания служб с жилым двухэтажным корпусом на поперечной оси. Здание кирпичное, жилой дом — на высоком сводчатом глухом полуподвале, сложенном из белого камня. Несложную обработку с помощью рустованных лопаток имеют лишь его идентичные торцевые фасады. Верхний этаж выделен высокими восьмистекольными окнами. Служебное крыло пострадало от времени. Изначальные формы в основном сохранила его глухая тыльная стена, украшенная арочными нишами и небольшим центральным портиком с двумя парами тосканских колонн.