Наименование объекта | Усадьба «Троицкое»:1. главный дом, вт.пол.XIX в.2. парк, XVIII-XIX вв. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Ленинский район, пос. Измайлово |
Вид объекта | no |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
УСАДЬБА ТРОИЦКОЕ на Обитце, старинная вотчина Леонтьевых, начала формироваться в начале XVIII в. С 1726 по 1742 г. принадлежала гр. М.Г. Головкину, который выстроил здесь каменную церковь, затем пожалована Полуектовым, в роду которых находилась до XIX в. При Полуектовых усадьба была обновлена: вблизи церкви поставлен деревянный одноэтажный дом, разбит регулярный сад. Впоследствии имением владели: Е. Н. Леонтьева (1812), Е. Е. Неофитова (1852), П. П. Прокин (1890), И. Н. Березовский (1911).
В настоящее время в Троицком находятся церковь, поздний усадебный дом, стоящий на месте прежнего, и открытый партер перед ним, террасами спускающийся к речной долине и копаному пруду. Единичные старые лиственницы на его берегах подчеркивают симметрию парковой композиции. Окружающая партер природная зелень и группа саженых сосен на высоком пригорке в сочетании с водным зеркалом прудов на запруженной речке образуют живописную панораму.
Двухэтажный кирпичный оштукатуренный дом стиля неоклассицизма построен в 1900-х гг. по проекту С. Ф. Воскресенского и Н. С. Курдюкова. Усложненная компоновка масс, индивидуальная трактовка каждой из сторон здания и рисунок оконных переплетов обнаруживают тесную связь архитектуры с модерном. Главным фасадом дом обращен в парк, с которым связан открытой каменной террасой и ныне остекленной верандой. При разнообразии размеров и ритма оконных проемов композиция фасада, в принципе, симметрична. Сильным художественным акцентом здесь служила округлая колоннада террасы, поддерживавшая верхний балкон. Выразительность архитектурных форм усилена лепниной, заполняющей отдельные участки фриза и тимпан торцевого фронтона. Изящный облик здания
значительно пострадал от разборки парковой колоннады и пробивки дополнительных нижних окон.
Внутренняя планировка дома кардинально изменена. От прежнего устройства остались каменная лестница с металлическим ограждением и верхней балюстрадой, ряд старых филенчатых дверей.
Кирпичная Троицкая церковь строилась по прошению М. Г. Головкина и синодальному указу 1736 г.; освящена в 1745 г. Одна из немногих, уцелевших от аннинского времени, она частично переделана в XVIII —XIX вв.: разобраны два боковых придела, замененные одним обширным у южной стены, изменена форма кровли, возможно, увеличены окна.
Здание с трехчастной осевой композицией своей типологией, конструкциями и организацией внутреннего пространства восходит к образцам XVII в. Лишь в сдержанной наружной обработке использованы новые приемы барокко. Бесстолпный одноглавый двусветный четверик храма перекрыт глухим сомкнутым сводом. Небольшая сводчатая трапезная соединяет его с колокольней в два яруса, из которых первый двухэтажный. Его мощный нерасчлененный объем с массивными угловыми лопатками опирается на два пилона и стену трапезной. Своей лапидарностью он контрастирует с восьмигранником звона, разработанным более тщательно. Единственным элементом убранства здания служит мелкий угловой руст «в перебежку». Окна с лучковыми перемычками, наружной четвертью и подставами для ставней забраны металлическими решетками с кубоватым раппортом. Те же формы имеют окна придела.
Помещения церкви слабо связаны между собой; отделка и убранство их новые, 1990-х гг. Стены расписаны фресками по новой штукатурке, ставится резной иконостас, полы дощатые. Помещения освещают паникадила-хоросы.