Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Главный дом, 1884 г., арх. П.С. Бойцов, усадьба «Васильевское»
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Московская область, Одинцовский район, пос. им. Герцена
Вид объекта усадьба / элемент усадьбы
Датировка 1884 год
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение -
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор Бойцов П.С.
Описание объекта

УСАДЬБА  ВАСИЛЬЕВСКОЕ  была основана на рубеже XVII — XVIII вв. на низком левом берегу Москвы-реки, по-видимому, Емельяном Украинцевым, построившим здесь в 1705 г. Воскресенскую церковь. Впоследствии переменив ряд владельцев, вотчина с середины XVIII в. в течение почти восьмидесяти лет принадлежала Яковлевым. В 1822 г., когда ее унаследовал И.А. Яковлев, отец А.И. Герцена, в Васильевском вблизи церкви стоял обветшавший каменный барский дом, окруженный заглохшим садом. К дому вела тенистая липовая аллея. Новый владелец вскоре выстроил свой дом на другом месте, поставив его на высоком холме крутого противоположного берега, близ деревни Марьино. Таким образом было положено начало дальнейшему развитию усадьбы на Марьиной горе. Здесь с 1823 по 1832 г. проводил летние месяцы Герцен. Впечатления от жизни в деревне проходят через его дневники и воспоминания. В 1835 г. имение было продано Н.П. Голохвастову, который устроил усадьбу заново: сменил дом, где в мезонине жил юный Герцен, разбил рядом с ним новый сад. Со временем от «старого пепелища» Яковлевых за рекой остались лишь сельская церковь и фрагменты липового регулярного парка, находящиеся ныне на территории Рузского района.

Существующая усадьба на Марьиной горе с каменным домом и службами создана на месте предшествующей последним владельцем Васильевского кн. А.Г. Щербатовым в 1880-х гг. Она занимает вершину лесистого холма, откуда открываются великолепные виды на окрестности. Сюда ведет подъездная аллея из некогда стриженых сосен, которая ближе к дому сменяется липовой. Свободная планировка усадьбы основана на принципе живописности. Центром композиции служит дом с жилым флигелем, оформляющий пространство асимметричного парадного двора. Хозяйственные постройки и бывшая усадебной церковь выделены в особую группу на периферии участка.

Дом и флигель, соединенные дуговым переходом, образуют жилой комплекс, построенный в 1881 — 1884 гг. в стилизованных формах английской готики. Основные художественные приемы и образный строй сооружений позволяют связать их с творчеством П.С. Бойцова. Двухэтажные краснокирпичные здания с мансардами, на сводчатых подвалах, имеют сложную асимметричную композицию, характерную для раннего модерна. В архитектуре комплекса ярко воплощен принцип пространственной выразительности. Разнообразное членение масс определило индивидуальный облик фасадов. Ризалиты, различные выступы и башни сообщают одним подчеркнутую объемность, другим тонко разработанную пластичность. Живописность постройки усиливают сложные высокие кровли с шатрами, крутыми щипцами мансардных окон и группами дымовых труб, которые в совокупности придают дому сходство с замком. Одна из угловых башен, поднимаясь над кровлями, завершена смотровой площадкой. Наиболее многопланово разработан фасад с главным подъездом, где над выступом первого этажа устроен длинный балкон с чугунной орнаментальной решеткой. Балконы украшают и другие фасады, связывая дом с парком. Декоративная внешняя обработка комплекса крайне проста, ограничиваясь оконными бровками.

В основе планировки дома лежит вестибюль, подымающийся на высоту двух этажей. Вокруг него группируются внизу парадные, наверху жилые помещения; часть из них богато отделана деревом. Интерьер просторного и светлого вестибюля с открытыми потолочными балками основан на сочетании готических и ренессансных мотивов. Легкая двухъярусная аркада светлого дерева ограничивает в нем пространство парадной лестницы с ажурными резными перилами. Те же стилевые черты присущи столовой и одной из гостиных, стены которых отделаны щитовыми и резными панелями,

потолки кессонированы, фриз в столовой, покрыт тончайшим растительным орнаментом с маскаронами. Убранство парадных комнат дополняют мраморные и фанерованные камины, украшенные выжиганием. накладными деталями и резьбой. Сохранились современные дому мебель и люстры.

Конный двор конца XIX в. отличается крайней простотой форм! Состоит из трех одноэтажных кирпичных корпусов, два из которых соединены под прямым углом и увеличены в позднейшее время жилыми пристройками. В одном из крыльев уцелела большая часть сводчатого перекрытия с распалубками от проемов. При общем утилитарном характере архитектуры северное крыло выделяется ритмическим чередованием узких простенков и обращенных во двор широких ворот с лучковой перемычкой и замком из белого камня. На внешней стороне корпуса воротам соответствуют ниши. Фасады других корпусов не имеют четкой организации. Все здания в разной степени переделаны, планировка изменена.

Домовая церковь сооружена у могилы кн. А.Г. Щербатова его вдовой в 1915 — 1917 гг. по проекту В.А. Покровского. В начале 1916 г. освященная в честь Александра Невского, она в 1992 г., при передаче приходу, получила наименование Пантелеймоновской. Здание неорусского стиля, типологией восходящее к образцам XVII в., сложено из кирпича с широким применением в декоре белого камня, оштукатурено. Нарядное убранство в духе старомосковских традиций осталось незавершенным.

Бесстолпный одноглавый трехапсидный храм четвериком поставлен над подвалом, где теперь устроен придел. К северной стене здания примыкает миниатюрная часовня-усыпальница. Сомкнутый свод храма несет массивный световой барабан и остатки рядов кокошников. Боковые двери отсутствуют, крупные арочные окна расположены во втором уровне. Последний прием позволяет воспринимать нижнюю часть стен с редкими маленькими окошками как бы подклетом, что придает постройке известную монументальность. Здание украшают пучки угловых колонн, богатый карниз и обработка барабана усложненным аркатурно-колончатым поясом.

В 1990-х гг. проведена частичная реставрация памятника. Под руководством В.В. Овчинниковой восстановлены утраченные глава храма, покрытая вместо прежней смальты металлом, и западный притвор; на церкви устроена четырехскатная кровля. В те же годы в наружных киотах на центральной апсиде и на западной стене усыпальницы исполнены К.Е. Завиралиным две мозаичных иконы.

Внутри храма стены оштукатурены и побелены, купол расписан О.Ф. Волошко. Паркетный пол новый. Алтарь украшает запрестольный образ мозаичной работы Завиралина. Тому же художнику, совместно с  Волошко, принадлежит исполнение оригинального иконостаса, который поверх икон местного ряда продолжен на стене средствами живописи. При этом праздничный ряд охватывает боковые стены помещения.

В 1994 — 1995 гг. церковный участок обнесен глухой кирпичной оградой, на нем срублена по проекту Е.А. Абросовой новая часовня-звонница Александра Невского под тесовым шатром. К притвору храма пристроена трапезная.

Пейзажный парк смешанных пород с преобладанием сосны и липы расположен на сложном рельефе. Его открытая центральная часть возле дома занята просторной луговинои партера с дорожками, цветниками и клумбами. Партер окаймляет зеленая стена старых лип, вблизи дома высажены единичные экземпляры голубых елей. Партер полого спускается к террасированному склону холма с остатками древесной обсадки террас по кромке. Аллеи парка, не имеющие определенной системы, образованы преимущественно молодыми посадками. Одна из аллей приводит к насыпной горке на крутом берегу оврага. Парк незаметно переходит в лесной массив.