Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Главный дом, ХVIII в., усадьба Введенское (Шереметева-Гудовича)
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Одинцовский район, село Введенское
Вид объекта no
Датировка -
Правоустанавливающие документы постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1)
Современное значение -
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

УСАДЬБА ВВЕДЕНСКОЕ, с 1797 г. владение Лопухиных, создана в конце XVIII в. Н.А. Львовым по заказу кн. П.В. Лопухина. После 1839 г. она последовательно принадлежала Зарецким, в 1852 г. А.М. Головиной, затем Штакельбергу, а с середины 1860-х гг. В.И. Якунчикову. Этот владелец в 1884 г. продал имение гр. С.Д. Шереметеву, который со временем отдал его в приданое дочери гр. М.С. Гудович.

Архитектурный ансамбль стиля классицизма расположен на возвышенности правого берега Москвы-реки, откуда открываются виды на речную долину и окрестности Звенигорода. Усадьба имеет центрально-осевую планировку. Со стороны Москвы к парадному двору подводит длинная березовая аллея. За домом ей соответствует открытый партер, спускающийся к запруженной в свое время речке Нахабне. Симметрично этой композиционной оси располагаются основные усадебные постройки: жилой комплекс, образованный главным корпусом с двумя флигелями, хозяйственный двор и церковь. По склону к реке спускается небольшой парк.

Оранжерейный комплекс с теплицами не сохранился. Большинство существующих зданий не раз переделывалось, часть из них реконструирована в 1880-х гг. под руководством Н.В. Султанова. Деревянный дом, поставленный Львовым в конце 1790-х гг., заменен каменным.

Кроме архитектурно-художественного интереса Введенское имеет мемориальное значение. Здесь жили и работали художники М.В. Якунчикова и В.Э. Борисов-Мусатов, часто бывали П.И. Чайковский и А.П. Чехов.

Усадебный дом состоит из двухэтажного центрального корпуса и одноэтажных крыльев, некогда соединявшихся с ним галереями-колоннадами. Здание поставлено на полуподвале, перекрытом кирпичными сводами. Первоначально выстроенный из дерева, главный корпус в 1912 г. был разобран и возобновлен в кирпиче с привнесением в архитектуру новых пропорций и художественных черт неоклассицизма. Место колоннад постепенна заняли остекленные переходы, в 1928 г надстроенные вторым ярусом.

Во двор дом обращен полуротондой из шести коринфских колонн, за которой помещается вестибюль, обработанный нишами со скульптурой. Парковый фасад украшен торжественным портиком коринфского ордера с обширной террасой-лоджией. Сюда выходит центральный парадный зал, до перестройки поднимавшийся на высоту двух этажей. Нарядно украшенный лепниной, он составляет с соседними комнатами короткую анфиладу. Изыскан интерьер небольшого круглого аванзала, где ионические пилястры чередуются с полукруглыми нишами, купол покрывают кессоны. Убранство парадных помещений дополняют наборный паркет, камины, двупольные двери с филенками, люстры, декоративные вазы. В будуаре на стенах сохранилась бархатная обивка и мебель стиля необарокко.

Боковые крылья дома кирпичные, конца XVIII в. Несмотря на неоднократные переделки, они сохранили основные черты своего первоначального облика. Их особенностью являются срезанные наружные углы, обработанные ионическими портиками. За портиками располагались полукруглые помещения, делившие корпус под углом на две равные части. В правом крыле находился театральный зал.

Два флигеля по сторонам парадного двора — одноэтажные кирпичные оштукатуренные постройки с белокаменными деталями, на высоких полуподвалах, один из которых перекрыт сводами. Корпуса имеют одинаковую с крыльями дома высоту, членения и характер архитектурной

обработки. Общим для всех зданий является выразительный, украшающий лицевые фасады мотив креповки с «итальянским» трехчастным окном и фронтоном. Оба флигеля в разное время реконструированы. В левом после капитального ремонта 1886 г. размещались квартира управляющего и контора. Правый флигель, служивший амбаром, лишь позже превращенный в жилой, перепланирован, ложные окна заменены световыми проемами.

Кирпичный хозяйственный корпус — длинное симметричное здание эпохи классицизма с двусветным центральным павильоном овальной формы, украшенным ионическим портиком. Крайние части постройки выделены креповкой стены и пилястрами. На всех композиционно важных участках профили и карнизы тесаны из белого камня. Разделенный на секции корпус в конце XIX в. имел в своем составе конюшню, помещения для скота, молочную и квартиры служителей. Здание искажено переделками, имеет пристройки, фланги разделены на два этажа.

Стоящий рядом каретный сарай сложен из кирпича в начале XX в. Его главный фасад с большим количеством широких ворот завершают два разной величины треугольных щипца с деревянными резными причелинами.

Преображенская церковь сооружена в 1812 г. вместо деревянной Введенской, как полагают, также по проекту Львова. Кирпичная оштукатуренная, с деталями из белого камня, она состоит из храма и колокольни, соединенных крытым переходом, устроенным в 1845 г. До этого связующим звеном по аналогии с домом, видимо, была колоннада. Четырехстолпный двусветный храм крестовокупольного типа завершен куполом с люкарнами на низком глухом барабане. Пониженные закрестовья перекрыты сомкнутыми сводами. Алтарной апсиде на западе отвечает полукруглый притвор. В наружной обработке церкви ведущим является мотив триумфальной арки с опорами в виде парных полуколонн. Крайние участки фасадов расчерчены по штукатурке квадровым рустом. Статичный уравновешенный объем храма противостоит стройной, устремленной ввысь колокольне, формы которой весьма необычны. Высокая ротонда звонницы, окруженная римско-дорической колоннадой, поднимаясь над ней, образует небольшой второй ярус постройки, куда ведут внутристенные лестницы. Над куполом возвышается легкий цилиндр звона, увенчанный стремительным граненым шпилем-шатром. Первоначально широкие его грани были вызолочены, узкие посеребрены.

Внутреннее пространство храма имеет крестчатый характер. Интерьер украшают колонны и пилястры с ионическими, некогда золочеными капителями, искусственный мрамор и лепные карнизы хорошего рисунка. В западной ветви креста были хоры, сгоревшие в 1960-х гг. Пол в здании из каменных плит.

Нижнее помещение колокольни с 1845 г. занимал теплый храм, устройство которого и расширение в 1907 г. за счет перехода в холодную церковь привели к локальным переделкам памятника. В дальнейшем здание понесло много утрат; в 1980-х гг. реставрировано под руководством Л.Н. Самсоновой.

Парк смешанных, в том числе ценных древесных пород с центральной луговиной партера разбит на крутом береговом склоне маленькой речки. Очень живописный, он принадлежал к пейзажному типу и был интересен системой посадки деревьев кругами, позволявшей создавать из них своеобразные «букеты». Со временем парк зарос молодняком и подлеском, превратившись в лесопарк, переходящий в лесной массив.