Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Главный дом, 1784 г., усадьба Вяземы (Годуновых), 1590-1600 гг.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Кунцевский район, село Большие Вязёмы
Вид объекта Главный дом усадьбы
Датировка 1784 г.
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1)
Современное значение гражданское
Охранный статус Объект культурного наследия РФ
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

УСАДЬБА ВЯЗЕМЫ (ул. Институт) — выдающийся архитектурно — художественный комплекс XVI — XVIII вв., переживший несколько этапов развития. В конце XVI в. Вяземы благоустроенная резиденция Бориса Годунова с обширным деревянным дворцом, церковью, конюшенным и скотным дворами, плодовым садом и прудом с каменной плотиной на речке Вяземке. Наподобие крепости она была окружена рвом и валом с деревянным острогом. Разоренная в годы польско-шляхетской интервенции, усадьба возрождается и вновь обстраивается кн. Б.А. Голицыным, воспитателем Петра I, сыгравшим видную роль в событиях, подготовивших его царствование. Пожалованная ему из дворцовых вотчин в 1694 г., усадьба находилась у его наследников до 1917 г. Заключительный этап в формировании усадебного комплекса относится к последней трети XVIII в. и связан с именем Н.М. Голицына. Его инициативой усадьба была реконструирована, деревянные строения сменились каменными, реорганизован старый регулярный плодовый сад. Сложился ансамбль, в основных чертах сохранившийся до настоящего времени.

Вяземы связаны с памятью о многих исторических событиях и лицах. В смутное время это место потешных боев и охоты Лжедмитрия I, стоянка Марины Мнишек на пути в Москву.  В  1611 г. здесь происходили переговоры о мире с Сапегой; на стенах вяземской церкви до сих пор видны польские надписи. В 1812 г. в усадебном доме останавливался М.И. Кутузов, проезжая через Вяземы после Бородинского боя, и Наполеон перед вступлением в Москву. Гостями усадьбы были поэты и литераторы — В.А. Жуковский, И.И. Дмитриев, А.Ф. Мерзляков, А.-Л.-Ж. де-Сталь. В детские годы усадьбу посещал А.С. Пушкин, живший по летам в соседнем имении бабушки Захарове. У стен вяземской церкви в 1807 г. похоронен его брат Николай. В 1849 г. в Вяземах гостил С.П. Шевырев, к которому приезжал Н.В. Гоголь.

Усадьба давно привлекает внимание исследователей русского зодчества. С 1954 г. здесь проводятся с перерывами начатые Л.А. Соболевой работы по реставрации, наиболее интенсивно развернутые под руководством В.М. Пустовалова и Л.Н. Самсоновой в 1970 — 1980-х гг.

Исторически сложившаяся композиция генерального плана усадьбы состоит из отдельных архитектурно-планировочных узлов. Ансамбль усадебного дома с флигелями и парком, церковный комплекс и постройки конного двора образуют три художественных центра, объединенные положением вдоль берега запруженной речки. Парадная часть усадьбы и хозяйственный двор, сложившиеся в эпоху классицизма, имеют регулярную организацию с выраженной осью симметрии. Композиция группы культовых зданий, напротив, основана на принципе живописности, характерной для древнерусского зодчества.

Формирование жилого комплекса началось в 1771 г. с постройки при старом деревянном доме парных кирпичных флигелей, один из которых служил кухней. Существующий усадебный дом сменил прежний в 1784 г., о чем свидетельствует надпись на его главном фасаде. Двухэтажный, исполненный в строгих формах французского классицизма эпохи Людовика XVI, он сложен из кирпича и оштукатурен. Ритмика в структуре фасадов подчеркнута контрастным сочетанием окрашенных стен и беленых деталей. Основным мотивом убранства здания служат плоские оконные обрамления с развитым «фартуком» и филенками над проемами. Изысканность пропорций здания усиливает миниатюрный бельведер, линейность и жесткий геометризм форм смягчает декоративная лепнина на аттиках, обрамлявшая картуши с фамильным гербом Голицыных. До 1970-х гг. главный фасад украшала открытая, объединявшая крыльца галерея с ампирной решеткой. Устроенная по инициативе Д.В. Голицына в 1828 г., она разобрана Самсоновой в процессе консервационных мероприятий. Наиболее выразителен дом со стороны пруда, куда обращен выступ выходящего в парк овального зала с красивой каменной террасой и легкими ажурными балконами.

Внутри дом неоднократно переделывался, однако принципиальная схема планировки с парадными залами на поперечной оси и системой двух анфилад не претерпела существенных изменений. От прежнего богатого убранства интерьеров с росписями остались только печи с цветочным рисунком на изразцах, двупольные двери и отделка в парадных помещениях стен, дверных и оконных откосов панелями и кассетами.

Двухэтажные флигели на парадном дворе, 1771 — 1772 гг., сначала были невелики и идентичны друг другу, представляя направление в классицизме, где ордерные элементы отсутствуют. В 1820-х гг. постройки расширены сенями, изменены пропорции нижних окон. Со временем убранство зданий было упрощено. Восточный, гостевой, флигель значительно переделан с увеличением габаритов в советский период. Однако прием обрамления окон ленточными наличниками и контраст их с фоном окрашенных стен зрительно объединяет корпус с соседними постройками жилого комплекса. Кухонный флигель лучше сохранил черты изначальной архитектуры. Его фасады, не имеющие композиционного центра, равномерно членятся вертикальными звеньями, образованными сращением наличников верхних и нижних окон. Планировка в здании новая, но сохранились сводчатое помещение кладовой и

сени с деревянной лестницей и обработкой плафонов и стен панелями по образцу главного дома.

Преображенская церковь — один из выдающихся памятников древнерусского зодчества, сооружена по заказу Бориса Годунова в 1590-х гг. под именем Троицкой. Существующее наименование получила после возобновления между 1694 и 1702 гг., когда были расширены окна, древнее позакомарное покрытие заменено четырехскатной металлической кровлей, центральная глава увенчана каменной резной короной. В 1860-х гг. напротив западного фасада была выстроена колокольня запоздалых классических форм, соединенная с храмом двухэтажным крытым переходом. С 1957 г. до начала 1970-х гг. под руководством Л.А. Соболевой проводилась реставрация памятника: восстановлены первоначальные формы его покрытий и часть окон, снята корона с главы. При этом верхняя галерея храма, ошибочно признанная позднейшей достройкой, и колокольня разобраны. В 1976 г. реставрация продолжена В.М. Пустоваловым, который воссоздал галерею вместе с наружной лестницей и провел цикл работ по восстановлению архитектуры нижнего яруса здания.

Четырехстолпный пятиглавый храм крестовокупольного типа с двумя симметричными приделами поставлен на подклет и с трех сторон окружен двухъярусными крытыми галереями. Столбы и стены храма до уровня закомар сложены из белого камня, венчающие части здания и галереи кирпичные. Центральный барабан световой, малые глухие. В основном объеме своды коробовые, алтарь отделен каменной преградой. Приделы перекрыты системой ступенчатых арок, которым снаружи соответствуют три яруса кокошников. Фасады, расчлененные лопатками на три прясла, по трактовке близки Архангельскому собору Московского Кремля. Украшенные крупными арками и филенками, они завершены полукружиями закомар, отрезанными от поля стены классицизирующим трехчастным антаблементом. Изысканная отточенность форм, их графичность, симметрия композиции и измельченность профилировки деталей, характерные для годуновских построек, нашли в вяземской церкви наиболее яркое воплощение.

В интерьере храма сохранилась с незначительной записью современная ему фресковая роспись, посвященная в основном «деяниям Троицы». Живопись исключительно высокого достоинства поновлялась на рубеже XVIII — XIX вв. В 1967 г. бригадой Д.Е. Брягина произведено ее укрепление, на западной стене раскрыта композиция «Троица». В верхней части церкви фрески полностью заменены росписями XIX в. Прежние иконостасы утрачены. Часть икон письма царских мастеров из главного иконостаса XVII в. находится в фондах Государственной Третьяковской галереи. Пол в храме выложен орнаментированными чугунными плитами, в алтаре белым камнем. В приделах полы покрыты двухцветными гжельскими плитками «в шашку». Стоявшее в северном приделе мраморное надгробие Б.В. Голицына передано в ГНИМА им А.В. Щусева.

Рядом с храмом с северной стороны стоит современная ему звонница в виде трехпролетной стенки, поставленной на открытую террасу-гульбище. Кирпичная, с деталями из белого камня, она в архитектурной обработке близка убранству церкви. Единственная уцелевшая из трех аналогичных построек, звонница представляет уникальное сооружение данного типа. Еще в середине XIX ст. памятник получил крен и был выпрямлен по проекту Э. М. Генделя в 1954 г. В процессе последующей реставрации восстановлено его трехшатровое завершение.

Кирпичная ограда церковного комплекса служит копией предшествующей, второй половины XVIII в. Перестроенная в начале XX ст., она в значительной степени восстановлена в 1980-х гг.

Конный двор, современный постройкам усадебного ядра, образован главным корпусом и двумя флигелями, один из которых перестроен в XIX в. Центральное здание сильно искажено переделками. В прошлом одноэтажное с повышенной средней частью, оно надстроено, левое крыло разобрано. В 2000-х гг. ведутся работы по его реставрации. Лучше других сохранил прежние безордерные формы классицизма маленький одноэтажный жилой флигель, обработанный прямоугольными оконными нишами с накладной «доской» над проемом.

Регулярный липовый парк перед домом сложился на основе старого плодового сада. Имеет сложную планировочную структуру, примечательную звездчатым скрещением аллей со следами стрижки деревьев. Периферийная пейзажная часть парка особенно живописна на берегу пруда, образованного запрудой Вяземки. Сюда спускается от дома открытый партер, окаймленный группами древесной зелени, тщательно подобранной по силуэту и сезонной окраске. За прудом находятся остатки старой саженой рощи смешанных пород с просеками и периметральной обсадкой.

Мост у плотины, на Большой Смоленской дороге, ныне Можайском шоссе, был выстроен в 1825 г. силами военного ведомства под наблюдением Е.И. Эверта. Однопролетный кирпичный, облицованный белым камнем, он в 1980-х гг. реконструирован в железобетоне с расширением полотна на 7 м. Архитектурные формы и каменная облицовка сооружения новые. Чугунную ампирную решетку с орлами в клеймах сменило современное ограждение из металлических труб.