Наименование объекта | Главный дом с двумя флигелями и переходными галереями между главным домом и флигелями, конец XVIII — начало XIX вв., усадьба «Зендиково» |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, Каширский район, с. Зендиково |
Вид объекта | элемент усадьбы |
Датировка | конец XVIII - начало XIX веков |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | руинировано |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Никаких документальных сведений о постройках усадьбы Зеньдиково обнаружить, пока не удалось. Датировка Главного дома последней четвертью ХVIII в. произведена ориентировочно по стилистическим признакам. Таким образом, его строительство приходится на период, когда сельпо и усадьба находились во владении князей Баратянских.
Перестройки и утраты: Во второй половине XIX в. в доме были проведены большие ремонтные работы, была частично изменена планировка и отделка внутренних помещений. Тогда же вместо части северной галереи к дому сделана двухэтажная пристройка. В послереволюционное время при приспособлении дома под комнатное заселение частично изменена его планировка, в основном за счет установки новых перегородок, а также пробиты новые и частично заложены старые оконные проёмы.
В настоящее время дом не используется и находится в аварийном состоянии. Разбиты кафельные печи, частично выломлены перегородки, перекрытия и конструкции кровли. Практически отсутствует покрытие кровли.
Описание памятника: Усадебный дом является центральной частью единого классицистического жилого комплекса усадьбы, включающего также два симметричных двухэтажных флигеля, соединенных с домом крытыми одноэтажными галереями. Все перечисленные элементы комплекса поставлены по единой оси север — юг и образуют фронтальную композицию. При этом восточный фасад комплекса формирует пространство парадного двора, западный обращен к парку.
Главный дом занимает вершину пологого холма, доминирует над окрестностями / долиной р. Мутенки/ и парком. Ведущая роль дома в композиции усадьбы планировочно подчеркнута ориентацией на центр его парадного и паркового фасадов, соответственно выездной аллеи проспекта и главной аллеи парка, выводящей на дамбу водного каскада.
Двухэтажный, прямоугольный в плане усадебный дом, выстроен из кирпича и оштукатурен. Над центральной частью дома устроен мезонин. В деталях фасадов дома использован белый камень: цоколь, карнизы, базы колонн, подоконники и т.д.
Судя по характеру планировки и сохранившемся фрагментам отделки дома / карнизы, угловые печи/, оба его этажа были парадными и не подразделялись, как нередко встречается в классицистических домах того — времени, на служебный первый и парадный второй. Вместе с тем планировка обоих этажей дома различна. Первый этаж имеет сквозной центральный коридор, проходящий через все здание и связывающий таким образом северную и южную галереи, а через них северный и южный флигели. Пространство коридора расчленено на три равновеликих участка поперечными стенами с проемами. Остальная часть первого этажа решена в виде двух классицистических анфилад, проходящих параллельно соответственно главному и парковому фасадам. В парковой анфиладе следует отметить центральное помещение, которое имеет выход в парк через дверной проём, выводящий на белокаменное крыльцо. Это помещение отмечено двумя угловыми симметричными печами. На второй этаж дома ведут две лестницы: главная, в южной его части, и служебная, в северной. Выходы на лестницы устроены из центрального коридора, т.к. парадные крыльца /сохранилось только южное/ располагались в центрах боковых галерей. Второй этаж дома в целом повторяет анфиладную планировку первого этажа с той лишь разницей, что здесь отсутствует центральный коридор. За счёт этого, обращенное в сторону парка центральное помещение,/так же ка и аналогичное на первом этаже, оно имеет две угловые кафельные печи/ увеличено в размерах. Являясь самым большим по площади во всём доме, оно могло по своему назначению быть залом. Назначение остальных комнат второго этажа, частично перепланированного и находящегося в
аварийном состоянии, установить не удалось, за исключением маленького помещения в юго-восточном углу; это — кабинетик, обязательный элемент классицистической анфилады. Характерны его маленькие размеры и ложный штукатурный четырехлотковый сводик. Большинство сохранившихся фрагментов отделки интерьеров /парк в «ромб”, штукатурные тянутые карнизы, роспись потолка в помещении второго этажа/ поздние, второй половины XVIII- конца XIX века. К первоначальной отделке можно отнести лишь профилированные украшения на оконных откосах.
Над северной частью второго этажа дома устроены антресоли. Окна, расположенных там помещений, выходят только на северный фасад. Фасады главного дома выдержаны в стиле строгого классицизма. Характер их композиции, система пропорций, а также использование некоторых архитектурных деталей и решений, сближает архитектуру дома с группой памятников русского палладианства.
Центральные части главного и паркового фасадов дома выделены четырехколонными портиками большого ордера, различными по композиции /капители колонн везде отсутствуют, впрочем, они могли быть так не осуществлены/. На парковом фасаде колонны попарно сдвоены; их широкий центральный пролёт /интерколумние/, как бы раскрывающий центр фасада, предопределил особое внимание архитектора к оформлению этой его части. Здесь размешены разнообразные по форме и пропорциям тройные итальянские окна: с центральной арочной перемычкой /I этаж прямоугольное “лежачее» /2 этаж/, большой люнет /мезонин/.
Четырехколонный портик парадного фасада с равномерным ритмом колонн предопределил иную его композицию. Фасад имеет центральную креповку, которая шире портика. В пределах этой креповки, по сторонам портика помечены итальянские окна: с арочным завершением /1этаж/, прямоугольное украшенное треугольным сандриком /2 этаж/.
Фасады обоих этажей главного дома решены различно, что подчеркнуто к тому же междуэтажным карнизом. Первый этаж трактован как цокольный этаж-основание; второй — решён как парадный. Всё это сказалось в пропорциях и размерах окон, в характере декора, вообще в разнообразном пластическом оформлении плоскостей стен, превалирующем над их ритмической обработкой. Одним из основных элементов этого пластического оформления является ленточный руст, безукоризненный по тонкости и тщательности отделки. Руст полностью покрывает стены в пределах первого этажа; тогда как второй этаж покрыт рустом частично /углы дома, плоскости стен главного фасада за пределами центральной креповки и паркового фасада по сторонам портика/. Руст создаёт впечатление, как бы иной фактуры стены,- тем самым ещё сильнее выделяя отмеченные фрагменты, а также гладкие подоконные ниши и венчающий фриз. Два длинных фасада дома завершены мезонином с треугольными фронтонами. По центрам боковых фасадов размещены слуховые чердачные окна.
Одноэтажные боковые симметричные галереи дома имеют вид коридоров, перекрытых фальшивым пологим штукатурным коробовым сводом. Сохранилась лишь южная галерея /в руинах/; часть северной было разобрано в связи со строительством пристройки. В центре южной галереи к фасаду, обращённому к парадному двору, пристроено монументально крыльцо, служившее одним из двух главных входов в жилой комплекс усадьбы, а также связывающее парадный двор и парк. По сторонам арочного проёма крыльца поставлены сдвоенные тосканские колонны, несущие карниз-антаблемент. Причём, карниз является одновременно импостом пологой арки входа, вписанной в завершающий крыльцо треугольный фронтон. В стенах галереи прорезаны прямоугольные оконные проёмы, решённые арочными рамками и фланкированные на фасадах полукруглыми нишами.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в марте 1983 г./