Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1821-1827 гг.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Ногинский район, д. Стромынь
Вид объекта no
Датировка 1821-1827 года
Правоустанавливающие документы решение Исполкома Мособлсовета от 13.10.1975 № 1343; постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы проведены
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Успенская церковь в селе Стромынь (Коровицино) сооружена на средства, собранные прихожанами, в 1821-1827 годах. Колокольня при церкви первоначально, по-видимому, была отдельно стоящей. Вскоре между трапезной и колокольней была возведена небольшая паперть, в которой разместилась кладовая для ризницы. В 1877 году, для увеличения внутреннего пространства церкви, западную стену трапезной разобрали, объединив ее с папертью. Тогда же, очевидно, на западном фасаде колокольни было выстроено небольшое крыльцо. Существующая в храме живопись, по-видимому, относится к середине XIX века. Интерьер трапезной был расписан позднее, во второй половине XIX столетия.

Перестройки и утраты: Живопись в интерьере имеет больше утраты. Разобран иконостас северного придела трапезной.

Описание памятника: Успенская церковь расположена на кладбище в центре села. Кирпичное, на белокаменном цоколе, с белокаменными деталями декора, здание выстроено в стиле классицизма. Стены снаружи оштукатурены и побелены. Памятник имеет симметричную, относительно продольной оси, композицию: состоящую из храма с апсидой, трапезной с папертью и колокольни. На западном фасаде колокольни, сооружено небольшое крытое крыльцо. Двухсветный четверик храма, обработанный по сторонам четырехколонными тосканскими портиками, несет световую ротонду, увенчанную круглым декоративным барабаном с шаровидной металлической главой. Полуциркульная в плане апсида несколько ниже и уже храма. Трапезная, незначительно пре выдающая по ширине четверик храма, воспринимается вместе с папертью, как единый объем и лишь различия декоративного оформления их фасадов, свидетельствуют о разновременности этих частей здания. Высокая трехъярусная колокольня представляет собой два уменьшающихся к верху четверика, несущих цилиндрический ярус звона, завершенный круглым барабаном с главой и со сдвоенными колоннами. Небольшое крыльцо, на западном фасаде колокольни, выстроено в формах эклектики. В декоративном оформлении памятника использован тосканский ордер. Все карнизы и профиля, базы и капители колонн, подоконники и замковые камни на окнах выполнены из белого камня. Но верху стен всего здания проходят различные по рисунку профилированные карнизы. Портики с треугольными фронтонами закрывают боковые фасады четверика примерно на три четверти их высоты. Колонны портиков приподняты на невысоких белокаменных постаментах. Колоннам портиков, на плоскостях стен, соответствуют пилястры. Окна четверика храма прямоугольные. Более низкие окна первого света имеют профилированные подоконники и замковые камни в перемычках. Небольшие квадратные окна второго света декорированы гладкими подоконными досками на «подушках».

По верху стен четверика храма проходит упрощенный треглифно-метопный фриз. Венчающий антамблимент ротонды храма, помимо карниза с поясом мутул, имеет широкий гладкий фриз. В уровне импостов и подоконников арочных окон ротонды, расположены профили. Венчающий церковь барабан, обработан полуколонками, поддерживающими антамблимент с карнизом на мутулах. В уровне подоконников окон проходят крупные профили. Над окнами апсиды, в перемычки которых вставлены клинчатые замки, расположены небольшие круглые филенки. Боковые фасады трапезной получили симметричные трехчастные композиции, акцентированные в центре раскреповками с тремя оконными проемами, выделенными полуциркульными нишами с «бриллиантовыми» замковыми ккамнями. В уровне перемычек центральных окон помещены белокаменные профили. Боковые плоскости фасадов обработаны квадровым рустом. В перемычки окон вставлены широкие раскрепованные замки. Фасады паперти завершаются карнизом, являющимся продолжением карниза трапезной. Прямоугольные окна имеют скромные замковые камни и подоконники. Первый ярус колокольни обработан четырехколонными, со спаренными колоннами портиками, завершенными треугольными фронтонами. Полуярус, служащий переходом между первым и вторым ярусами,

декорирован фронтонами с разорванными карнизами. Для освещения лестницы, ведущей на «звон», в стенах полуяруса устроены больше полуциркульное окна. Второй и третий ярусы колокольни, прорезаны высокими арками звона. Фасады второго яруса обработаны четырехколоннами, портиками, завершенными антаблементами. Венчающий карниз верхнего, цилиндрического яруса, подобно ротонде храма, усложнен поясом мутул и гладким фризом. В простенках между арками звона, ориентированным по странам света, размещены двухколонные приставные портики с треугольным фронтоном. Венчающий колокольню барабан, декорирован ордерной композицией с парными полуколоннами и антаблементом, карниз которого украшен мутулами. В простенках, между полуколонками, помещены арочные нишки. Крыльцо на западном фасаде колокольни покрыто двухскатной кровлей с кирпичным фронтоном. В тимпане фронтона помещен небольшой киот для иконы, над которым возвышается главка на круглом барабане. Кирпичный венчающий карниз крыльца поддерживают упрощенные кронштейны. Западные углы декорированы тонкими трехчетвертными колонками. Широкий арочный проем на западном фасаде оформлен перспективным порталом. Перемычки арочных окон на боковых фасадах обработаны полуциркульными архивольтами с замковыми камнями. Перерытая куполом ротонда храма опирается на мощные угловые пилоны четверика со скошенными в интерьере углами. Конструктивный переход от четверика к ротонде осуществляется с помощью парусов. Апсида, сообщающаяся с храмом тремя арочными проходами, перекрыта конхой.

Интерьер трапезной и паперти представляет собой единое четырохстолпное, трехнефное пространство, перекрытое системой коробовых и лотковых с распалубками сводов. Первый ярус колокольни перекрыт парусным сводом. В толще кладки юго-восточного пилона проложена лестница, ведущая на «звон”. Вход на нее осуществляется с улицы. Крыльцо, состоящее из двух помещений, разделенных поперечной стенкой, перекрыто коробовыми сводами. В храме сохранились фрагменты клеевой живописи середины XIX века, выполненной в академической манере с использованием гризайльных орнаментов. Пространство купола ротонды занимает большая композиция «Отечество». В простенках между окнами ротонды помещены фигуры апостолов, в парусах расположены евангелисты. В люнете западной стены четверика написана не читающаяся композиция на евангельский сюжет, с северной стороны от дверного проема, ведущего в трапезную — «Благословление детей». На боковых стенах четверика, в простенках между окнами второго света, с севера сохранились фигуры Исакиа и Захария, с юга — Анны и Елизаветы. В конхе апсиды написано «Коронование Богородицы», на стенах — «Жертвоприношение Авраама» и «Моление о чаше». Сильно потемневшая масляная живопись трапезной почти вся осыпалась. На восточной стене, в южном приделе, помещена композиция «Никола, останавливающий казнь”, в северном — «Рождество Сергия Радонежского». Над западным входом написан «Покров Богородицы». Кроме этого, на стенах сохранились отдельные фрагменты фигур святых и растительные орнаменты, выполненные в духе росписей ХVII в. В храме находится одновременный церкви, пятиярусный, с повышенной средней частью, каркасный, позолоченный иконостас в стиле классицизма. Его центральная часть завершена фронтоном с разорванным карнизом. Ярусы расчленены карнизами на мутулах. Царские врата фланкированы изящными двухколонными портиками с треугольными фронтонами. В убранство использованы разнообразные накладные детали. Небольшой классицистический иконостас сохранился в южном приделе трапезной. У стен храма и трапезной расставлено несколько деревянных напольных киотов второй половины XIX века. Полы в здании выложены метлахской плиткой. Окна забраны металлическими решетками из прутьев, двери железные. В храме сохранилось паникадило. Здание сложено из кирпича размером 26x12x7 см. Система кладки верстовая. Раствор известковый. Шов обработан односторонней подрезкой.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в августе 1986 г./