Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Вознесенская церковь, 1770 г.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Московская область, Луховицкий район, с. Любичи
Вид объекта Церковь
Датировка 1770 г.
Правоустанавливающие документы постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624
Современное значение религиозное
Охранный статус объект культурного наследия федерального значения
Техническое состояние реставрация не проводилась
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Кирпичная Воскресенская церковь построена Петром Даниловичем Лариным, сыном Любучского крестьянина, а потом сделавшимся 1-ой гильдии купцом, употребившим на ее убранство до 65 тысяч рублей.

В храме было 6 престолов: в верхнем этаже — средний в честь Воскресения, а по сторонам его Предтеченский и Смоленский; в нижнем — в середине Преображенский, по обеим сторонам его разме­щены приделы Ильинский и Никольский.

В сентябре 1774 г. в журнале Рязанской консистории замечено: «В селе Любичях, по просьбе попа Павла с прихожанами дано позволение освятить в каменной церкви новопостроенной в честь Преоб­ражения Господня престол». Придел Ильинский был освящен в 1776 г., остальные престолы освещяны в более позднее время.

Автор постройки неизвестен.

Перестройки и утраты: Утрачены железные перекрытия завершений церкви. Внутреннее убранство интерьеров почти полностью утрачено.

Описание памятника: Кирпичная оштукатуренная двухэтажная церковь расположена в центре села на левом берегу Оки и состоит из одноглавого высоко­го четверика с апсидой, двухъярусной трапезной и колокольни, об­разующих уравновешенную симметричную композицию в стиле раннего классицизма.

Северный и южный фасады четверика имеют три яруса окон и за­вершаются четырехгранным куполом барочной формы. Порталы и окна первого яруса декорированы плоскими кирпичными наличниками с «ушами» и прямоугольными кирпичными филенками над окнами, прямоугольными нишами для киотов над порталами. Первый и второй ярусы разделены междуярусным развитым карнизом барочной формы из бело­го камня с плоскими триглифами и ширинками вместо метоп.

Декор второго яруса более разнообразен чем наружное убранство первого яруса: балконные двери, окна четверика имеют уже не пря­мые, а полуциркульные перемычки, опирающиеся на белокаменные сложнопрофилированные имносты. Украшают второй ярус южного и северного фасада балконы с ажурной решеткой и зонтики в виде треуголь­ного фронтончика над ними, выполненные из кованого металла. Интересна трактовка венчающего белокаменного карниза четверика и трапезной на кронштейнах-триглифах, представляющая местную переработку классического антаблемента. Четверик приподнят над трапезной еще на один ярус окон с формой наличников, повторяющих декор 1-го яруса.

Над четвериком сооружен четырехгранный кирпичный купол с барочными световыми окнами- люкарнами, увенчанными треугольными фронтончиками. На куполе возвышается световой четырёхгранный (со скошенными

углами) барабан с приземистой и тоже гранёной главой. Такие же барабаны с главками, только глухие, были расположены над двухярусной апсидой и над боковыми приделами трапезной, симметричная композиция которой подчёркнута центральным слуховым окном-люкарной на крыше.

С западной стороны над трапезной воздвигнута четырёхярусная кирпичная колокольня в тех же архитектурных формах что и четверик. Завершение барабана колокольни в виде барочного изогнутого карниза, увенчанного приплюснутой гранёной железной главкой со шпилем. Стены церкви сложены из кирпича размером 28-29 х 14-15 х 6,5-7 см. Десять рядов кладки с десятью швами составляет по высоте 89 см. Перевязка кладки – обыкновенная русская, на известковом растворе, шов обработан односторонней подрезкой.

В интерьере первого этажа четверика сомкнутый свод, в двухстолпной трапезной – система крестовых сводов. Поздние полы выложены керамической плиткой размером 12 х 12 см., с орнаментом. У южной стены алтаря устроена кафельная печь с белыми изразцами размером 40 х 22 см.

На первом этаже сохранилась дверная и оконная столярка с калевкой второй половины XIX в., а также кованая крестовая решётка в окнах и железные двери, обитые полосами того же времени. Масляная орнаментальная роспись середины XIX в. сохранилась фрагментарно на стенах и сводах трапезной первого этажа. Лестница в колокольне, ведущая на второй этаж — двухмаршевая, с кирпичными ступенями, покрытыми чугунными пли­тами с ажурной, литой розеткой в центре. На втором этаже двухсветное помещение четверика имеет сомкнутый свод со световой главкой. Двухстолпная трапезная перекрыта системой крестовых сводов.

Изображение евангельских сцен на стенах 2-го этажа чет­верика сначала были барельефом из штукатурки, а затем рас­крашены маслом. Эту живопись можно датировать концом XVIII в. На западной стене сохранилась старая деревянная лестни­ца, ведущая на балкон с кованой металлической решеткой ра­нне классической формы. Полы во втором атаке покрыты дубовым паркетом простой формы.

От барочного иконостаса найдены лишь две деревянные рас­крашенные резные фигуры святых (их головы не сохранились) высотой 1,3 м. и остатки резных деталей. В окнах второго этажа сохранились кованые крестовые ре­шетки и столярка второй половины XIX века.

Габаритные размеры здания в плане 48,6 х 24,0 м.

Памятник, выстроенный по проекту безусловно крупного мастера представляет исключительную архитектурно-художественную ценность как редкий образец раннеклассического стиля.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1977 г./