Наименование объекта | Церковь Знамения с колокольней, 1769 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Одинцовский район, село Знаменское, д. 166 |
Вид объекта | памятник архитектуры |
Датировка | 1769 год |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 2) Приказ об утверждении предмета охраны |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры регионального значения |
Техническое состояние | после реставрации, действующая |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Нынешнее село Знаменское на Москве-реке в начале ХVII века именовалось сельцом Денисьевым Сетунского стана и принадлежало Томиле Луговскому. В 1646 году им владел А.И. Луговской, а затем — Нарышкины. Первая деревянная Знаменская церковь, давшая новое название селу, выстроена при боярине К.П. Нарышкине. В 1682 году Знаменским-Денисьевым владел Л.К. Нарышкин, в 1704 году — князь Б.И. Прозоровский. В 1719 году Знаменское именовалось императорским селом. Новая деревянная церковь здесь строилась в 1733 году. В 1742 году село было пожаловано графу А.Г. Разумовскому, при котором в 1769 году строилась существующая каменная церковь. В 1779 году его брат, К.Г. Разумовский продал село И.И. Шувалову. По данным «Метрики» 1887 года, в храме был «иконостас старого устройства из дереза без резьбы четырёх ярусов. Царские двери резные…Стены не расписаны.» Очевидно, стенная роспись в храме появилась позже, так как сохранились ее остатки. Церковь закрыли в 1930-х годах.
Перестройки и утраты: Памятник не подвергался существенным перестройкам. Барабан имеет деревянную надстройку, поставлены новые металлическая шея и глава. Заложено окно ризницы. Пробит проем из лестничного помещения внутрь храма. Утрачено: крест над основным объемом, большая часть кровли, иконостасы и другие предметы внутреннего убранства. В сводах имеются пробоины. Разломаны откосы ряда оконных проемов. Разрушена лестница на «звон». Утрачены полы. Поврежден белокаменный декор. Утрачена поздняя цементная штукатурка.
Описание памятника: Знаменский храм расположен на западной окраине села, на высоком холме, спускающемся к заливному лугу у правого берега реки. Легкое здание как бы парит над открытой местностью, контрастируя с монументальным церковным комплексом села Дмитровское, расположенным на другом берегу. Памятник просматривается на протяжении многих километров со всех сторон. Характерное для плоскостного барокко кирпичное здание первоначально не было оштукатурено. Белокаменный декор рассчитан на контраст с красными стенами. Памятник принадлежит к центрическим сооружениям ярусного типа. Односветный кубический объем со скругленными углами завершен приземистым круглыми барабаном, увенчанным поздней луковичной главой на металлической шее. Барабан надстроен деревянным аттиком с тесовой обшивкой и карнизом. Центральные ризалиты на трех фасадах завершены круто поднятыми фронтонами. С запада вплотную к храму примыкает двухъярусная колокольня. В местах примыкания имеются два полукруглых выступа ризницы и лестницы. На четвериковое сквозное основание колокольни поставлен ярус звона со скошенными углами, завершённый аттиком и увенчанный круглой главкой со шпилем, установленной на деревянном постаменте. Четырёхконечный крест укреплён на цепях. Колокольня
доминирует среди объёмов памятника по высоте. С трёх сторон при входах в церковь имеются белокаменные площадки-крыльца.
Здание выстроено из кирпича размером 25 х 13 х 7 см. в системе русской кладки на известковом растворе с обработкой шва подрезкой. Архитектурный декор памятника выполнен из кирпича и белого камня. Ризалиты фасадов обработаны пилястровыми портиками. Установленные на белокаменных базах пилястры на скруглённых участках раскрепованы. Оконные и дверные проёмы основного объёма перекрыты арочными перемычками. Барабан с северной и южной стороны прорезан круглыми окнами. В центре алтарного ризалита, на скруглённых углах, а также на барабане с востока и запада вместо окон – киоты. Проёмы киотов заключены в кирпичные рамочные наличники с «ушками», полукруглыми «фартуками» и высоко поднятыми прямыми белокаменными сандриками. Перемычки укреплены кирпичными «замками» в форме листика. Проёмы и ниши барабана обведены профилированным белокаменным архивольтом. Оба яруса колокольни обработаны парными пилястрами, скошенные углы «звона» — вертикальными филёнками. Лестничный и ризничный выступы рестораны. Основной объём и основание колокольни опоясывает антаблемент, состоящий из кирпичной тяги, гладкого фриза и мелко профилированного карниза с белокаменным венчающим профилем. Из белого камня выполнена также тяга на уровне импостов архивольтов проёмов барабана и карниз яруса звона колокольни.
Просторный интерьер храма наполнен светом. Центральное помещение храма, вокруг которого группируются восемь компартиментов, ограничено четырьмя мощными пилонами со скошенными внутренними углами. На пилонах, подпружных арках и парусах покоится барабан. Купольный свод с высокой стрелой подъёма начинается от основания барабана. Арки перекинуты от пилонов на стены. Прямоугольные в плане компартименты перекрыты крестовыми сводами, а угловые сегменты – коробовыми. В алтарном помещении имеется ниша «горного места» и нишки-печуры на скруглённой северной стене. Под колокольней – крестовый свод. Пилоны обработаны спаренными кирпичными пилястрами. Вход в ризницу осуществляется из храма, а в лестничное помещение – с улицы (проём из храма здесь пробит вновь). Оба помещения имеют в плане форму неправильного овала. Ризница перекрыта низким сводом-конхой. В лестничной башенке сохранились следы разрушенной винтовой белокаменной лестницы. Оконные проёмы храма имеют внутри широкие откосы. Сохранились кубчатые решётки. Стены сохранили фрагменты штукатурки и поздней живописи.
Один из лучших в Подмосковье культовых памятников сер. XVIII века в стиле барокко, отличающийся центрической объемной композицией и развитой пластикой фасадов. Здание гармонично вписано в один из красивейших пейзажей Звенигородской земли.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1985 г./