Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Знамения с колокольней, 1769 г.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Московская область, Одинцовский район, село Знаменское, д. 166
Вид объекта памятник архитектуры
Датировка 1769 год
Правоустанавливающие документы постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 2) Приказ об утверждении предмета охраны
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры регионального значения
Техническое состояние после реставрации, действующая
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Нынешнее село Знаменское на Москве-реке в начале ХVII века именовалось сельцом Денисьевым Сетунского стана и принадлежало Томиле Луговскому. В 1646 году им владел А.И. Луговской, а затем — Нарышкины. Первая деревянная Знаменская церковь, давшая новое название селу, выстроена при боярине К.П. Нарышкине. В 1682 году Знаменским-Денисьевым владел Л.К. Нарышкин, в 1704 году — князь Б.И. Прозоровский. В 1719 году Знаменское именовалось императорским селом. Новая деревянная церковь здесь строилась в 1733 году. В 1742 году село было пожаловано графу А.Г. Разумовскому, при котором в 1769 году строилась существующая каменная церковь. В 1779 году его брат, К.Г. Разумовский продал село И.И. Шувалову. По данным «Метрики» 1887 года, в храме был «иконостас старого устройства из дереза без резьбы четырёх ярусов. Царские двери резные…Стены не расписаны.» Очевидно, стенная роспись в храме появилась позже, так как сохранились ее остатки. Церковь закрыли в 1930-х годах.

Перестройки и утраты: Памятник не подвергался существенным перестройкам. Барабан имеет деревянную надстройку, поставлены новые металлическая шея и глава. Заложено окно ризницы. Пробит проем из лестничного помещения внутрь храма. Утрачено: крест над основным объемом, большая часть кровли, иконостасы и другие предметы внутреннего убранства. В сводах имеются пробоины. Разломаны откосы ряда оконных проемов. Разрушена лестница на «звон». Утрачены полы. Поврежден белокаменный декор. Утрачена поздняя цементная штукатурка.

Описание памятника: Знаменский храм расположен на западной окраине села, на вы­соком холме, спускающемся к заливному лугу у правого берега реки. Легкое здание как бы парит над открытой местностью, кон­трастируя с монументальным церковным комплексом села Дмитровское, расположенным на другом берегу. Памятник просматри­вается на протяжении многих километров со всех сторон. Характерное для плоскостного барокко кирпичное здание первоначально не было оштукатурено. Белокаменный декор рассчи­тан на контраст с красными стенами. Памятник принадлежит к центрическим сооружениям ярусного типа. Односветный кубический объем со скругленными углами завершен приземистым круглыми барабаном, увенчанным поздней луковичной главой на металлической шее. Барабан надстроен деревянным аттиком с тесовой обшив­кой и карнизом. Центральные ризалиты на трех фасадах завершены круто поднятыми фронтонами. С запада вплотную к храму примыкает двухъярусная колокольня. В местах примыкания имеются два полукруглых выступа ризницы и лестницы. На четвериковое сквозное основание колокольни поставлен ярус звона со скошенными углами, завершённый аттиком и увенчанный круглой главкой со шпилем, установленной на деревянном постаменте. Четырёхконечный крест укреплён на цепях. Колокольня

доминирует среди объёмов памятника по высоте. С трёх сторон при входах в церковь имеются белокаменные площадки-крыльца.

Здание выстроено из кирпича размером 25 х 13 х 7 см. в системе русской кладки на известковом растворе с обработкой шва подрезкой. Архитектурный декор памятника выполнен из кирпича и белого камня. Ризалиты фасадов обработаны пилястровыми портиками. Установленные на белокаменных базах пилястры на скруглённых участках раскрепованы. Оконные и дверные проёмы основного объёма перекрыты арочными перемычками. Барабан с северной и южной стороны прорезан круглыми окнами. В центре алтарного ризалита, на скруглённых углах, а также на барабане с востока и запада вместо окон – киоты. Проёмы киотов заключены в кирпичные рамочные наличники с «ушками», полукруглыми «фартуками» и высоко поднятыми прямыми белокаменными сандриками. Перемычки укреплены кирпичными «замками» в форме листика. Проёмы и ниши барабана обведены профилированным белокаменным архивольтом. Оба яруса колокольни обработаны парными пилястрами, скошенные углы «звона» — вертикальными филёнками. Лестничный и ризничный выступы рестораны. Основной объём и основание колокольни опоясывает антаблемент, состоящий из кирпичной тяги, гладкого фриза и мелко профилированного карниза с белокаменным венчающим профилем. Из белого камня выполнена также тяга на уровне импостов архивольтов проёмов барабана и карниз яруса звона колокольни.

Просторный интерьер храма наполнен светом. Центральное помещение храма, вокруг которого группируются восемь компартиментов, ограничено четырьмя мощными пилонами со скошенными внутренними углами. На пилонах, подпружных арках и парусах покоится барабан. Купольный свод с высокой стрелой подъёма начинается от основания барабана. Арки перекинуты от пилонов на стены. Прямоугольные в плане компартименты перекрыты крестовыми сводами, а угловые сегменты – коробовыми. В алтарном помещении имеется ниша «горного места» и нишки-печуры на скруглённой северной стене. Под колокольней – крестовый свод. Пилоны обработаны спаренными кирпичными пилястрами. Вход в ризницу осуществляется из храма, а в лестничное помещение – с улицы (проём из храма здесь пробит вновь). Оба помещения имеют в плане форму неправильного овала. Ризница перекрыта низким сводом-конхой. В лестничной башенке сохранились следы разрушенной винтовой белокаменной лестницы. Оконные проёмы храма имеют внутри широкие откосы. Сохранились кубчатые решётки. Стены сохранили фрагменты штукатурки и поздней живописи.

Один из лучших в Подмосковье культовых памятников сер. XVIII века в стиле барокко, отличающийся центрической объемной композицией и развитой пластикой фасадов. Здание гармонично вписано в один из красивейших пейзажей Звенигородской земли.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1985 г./