Наименование объекта | Церковь Вознесения, ХIХв., усадьба Троицкое-Кайнарджи, ХVIII-ХIХ вв. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, г.о. Балашиха, г. Балашиха, д. Павлино, вл. 56 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | XIX век |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 г. №389; Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327 Приказ об утверждении предмета охраны |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Бланк К. И. |
УСАДЬБА ТРОИЦКОЕ-КАЙНАРДЖИ возникла на рубеже XVII-XVIII вв. под именем Троицкого, находившегося до 1751 г. во владении кн. Голицыных. Уже в 1704 г. она представляла собой развитое хозяйство с многочисленными дворами: вотчинника, приказчика, скотным, конюшенным, охотничьим, с 10 дворами псарскими, рыболовными и пр. Двор садовника свидетельствовал о наличии сада. Усадебный комплекс дополняла деревянная Троицкая церковь.
В 1760 г. село приобрел П. А. Румянцев, впоследствии выдающийся полководец и генерал-фельдмаршал Румянцев-Задунайский. Под руководством его матери М. А. Румянцевой здесь в 1760-х гг. были построены дом, ферма, оранжереи, разбит парк, выкопаны пруды.
Расцвет усадьбы в последней четверти XVIII в. обусловлен новым общественным положением ее владельца, прославившего себя выдающимися победами в русско-турецкой войне 1768—1774 гг. После празднования в Троицком Кучук-Кайнарджийского мира в 1775 г. подмосковная получила дополнительное название Кайнарджи, а отдельные элементы ее — имена взятых крепостей: Рым-ник, Кагул и др. Расположенная вдоль высокого левого берега запруженной речки Пехорки усадьба в 1776—1778 гг. была реорганизована и отстроена вновь. Подвергся реконструкции парк, отдельные компоненты ансамбля, устроенного с большим размахом, объединены с мызой Кагул длинными широкими аллеями. Разработку генерального плана и строительство основных сооружений, в том числе дома по собственному проекту, осуществлял К. И Бланк при активном участии заказчика.
Недолгий период процветания усадьбы, прерванный в 1812 г. присутствием французских отрядов, закончился в конце 1830-х гг. после смерти сына фельдмаршала — С. П. Румянцева. Унаследованное его дочерью имение перешло в род Голицыных, при которых получило хозяйственное значение. Строения сдавались под дачи. На одной из них, у С. П. Шевырева, в 1851 г. Н. В. Гоголь читал главы из 2-го тома “Мертвых душ”.
От развитого ансамбля остались следы планировки, небольшой храмовый комплекс из трех построек в общей ограде и обширный сильно запущенный парк. Скульптурный памятник Екатерине II работы В. И. Демут-Малиновского, поставленный в 1833 г. у деревни Фенино в память посещения усадьбы императрицей, передан ГНИМА им. А. В. Щусева.
Наибольший художественный интерес в усадьбе представляет Троицкая церковь стиля французского классицизма, выстроенная Бланком в 1778 г., отделанная снаружи и внутри к 1784 г. и возобновленная после 1812 г. Она создана по проекту неизвестного “искуснейшего” архитектора, который был откорректирован Бланком по рисунку Румянцева, желавшего видеть у храма западные башни. Бытует мнение о связи памятника с кругом построек В. И. Баженова. Однако чуждый творчеству мастера образный строй сооружения и отсутствие в 1770-х гг. деловых контактов зодчего с Румянцевым исключают эту гипотезу.
Кирпичное оштукатуренное здание с нарядным лепным и белокаменным убранством принадлежит к типу двухколоколенных церквей. Храм в форме одноглавого четверика со срезанными, снаружи скругленными углами перекрыт высоким сомкнутым сводом с люкарнами, извне частично скрытым массивным аттиком. Небольшая трапезная, алтарь и боковые притворы с портиками коринфского ордера сообщают постройке крестчатый характер. С большим мастерством решен главный западный фасад в виде триумфальной арки, фланкированной двумя стройными башнями трехъярусных колоколен со шпилями. Торжественность его композиции подчеркнута широкой парадной лестницей с чугунными светильниками. Многоплановость структуры стенных плоскостей, обилие креповок, колонн, а также характер каменных ваз на
колокольне и парапете северного входа связывают памятник с традициями архитектуры барокко.
Внутри храма на западной стене имеется балкон хоров. Сохранилось в основном первоначальное изысканное убранство интерьера с мотивами рокайля: красивый карниз с модульонами в уровне пяты свода, тонкие по рисунку лепные гирлянды на стенах и архивольтах, головки путти. Очень хорош двухъярусный, увенчанный фронтоном золоченый иконостас с коринфскими каннелированными колоннами и круглой скульптурой. Художественную цельность интерьера нарушают недавно поновленная масляная живопись конца XIX в. на стенах и сводах, иконы и киоты рубежа XIX —XX вв.
Мавзолей С.П.Р у м я н ц е в а — небольшая кирпичная и оштукатуренная центрическая часовня стиля ампир. Выстроенная в 1830-х гг. сыном фельдмаршала для перезахоронения останков отца, она стала его собственной усыпальницей. Бесстолпный куб здания, перекрытый плоским куполом на приземистом световом барабане, обработан четырьмя белокаменными тосканскими портиками с фронтонами. Декорация в оформлении фасадов и интерьера отсутствует. Благодаря удачно найденным пропорциям и деталям здание стоит в ряду незаурядных построек своего времени.
Центр мавзолея занимает надгробие Румянцева в виде яшмового саркофага, вдоль стен — рокайльные резные киоты с иконами XVIII —XIX вв. Пол из каменных плит. В мавзолее также погребены дочь С. П. Румянцева — кн. В. С. Голицына и ее муж кн. П. А. Голицын. Несколько погребений Голицыных и Апраксиных находятся вне часовни, у ее северной стены.
Кирпичная с деталями из белого камня Воскресенская церковь сооружена в 1867 г. по заказу В. С. Мухановой над могилой ее мужа. Эклектичная архитектура здания основана на переработке ряда приемов и форм национального зодчества XVII ст. В трехчастной композиции постройки доминирует двусветный бесстолпный четверик храма. Поверх купольного свода он увенчан двумя ярусами кокошников и сквозным восьмигранным барабаном с миниатюрным шатром в основании главы. К храму примыкают пониженные объемы развитой трехлопастной апсиды и притвора. Высокие декоративные качества сооружения усиливаются контрастным сочетанием краснокирпичной поверхности фасадов с белеными и белокаменными элементами убранства, которые сосредоточены в его завершении. Под зданием — склеп. Иконостас и отделка интерьера утрачены.
Кирпичная с каменным покрытием ограда церковного комплекса стилистически принадлежит рубежу XVIII —XIX вв. Столбы расчленяют ее на прясла с арочным проемом, заполненным кирпичной решеткой. В центре западной и северной сторон имеются аналогичные друг другу ворота с боковой калиткой. Их металлические полотнища с ажурным заполнением — второй половины XIX в. Участок огибает старая липовая аллея.
Английский парк XVIII в. на берегу Пехорки состоит из смешанных, преимущественно лиственных пород. Обладает усложненной композиционной структурой, основанной на сочетании регулярной и пейзажной планировки с включением системы прудов. Южную часть парка составляет небольшой, площадью 1 га, липовый сад, разделенный аллеями на треугольные боскеты. Одиночные, групповые и аллейные посадки на обширной территории заросшего пейзажного парка рассчитаны на восприятие их с открытых пространств. Деревья подобраны с учетом рисунка кроны и контрастной сезонной окраски. Наиболее эффектную видовую часть ландшафта составляли разнообразные, теперь в основном спущенные пруды. Купы деревьев по берегам каскада вдоль северной границы парка создают живописные декорации, в которых варьируются различные приемы раскрытия водного зеркала.