Иоанно-Предтеченский собор, 1819-1821 гг., реконструкция 1901-1904 гг., проект К.М. Быковский, строил К.К. Гиппиус, И. Калугин,...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Иоанно-Предтеченский собор, 1819-1821 гг., реконструкция 1901-1904 гг., проект К.М. Быковский, строил К.К. Гиппиус, И. Калугин, Ансамбль Зарайского кремля
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Московская область, Зарайский район, г. Зарайск, Музейная ул.
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1819-1821 года, 1901-1904 года
Правоустанавливающие документы постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624
Современное значение религиозное
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор Быковский К.М., Гиппиус К.К., Калугин И.
Описание объекта

Собор Иоанна Предтечи — последний по времени из храмов этого наименования на территории Зарайского кремля. Он выстроен в 1901 — 1904 гг. по проекту К.М. Быковского, на средства А.А. Бахрушина, на месте разобранной ампирной церкви 1819—1821 гг. Ряд архитектурных приемов и силуэт памятника близки московской церкви Троицы на Грязах, которая, видимо, послужила для него образцом.

Кирпичное здание оштукатурено, детали выполнены из портландцемента. В нарядной, торжественной его архитектуре композиционные приемы классицизма сочетаются с ренессансными мотивами убранства. Четырехстолпный трехапсидный храм, перекрытый куполом и системой парусных сводов, типологически представляет модификацию крестовокупольной постройки. Массивный световой

барабан, значительно сдвинутый к востоку, покоится на квадратном постаменте с балюстрадой. Поперечная ось здания выделена ризалитами с пилястровыми портиками коринфского ордера. Над западным притвором — хоры. В сочной пластике фасадов значительна роль ниш и сандриков двух типов на кронштейнах.

Внутри собор был богато украшен. От нарядного интерьера остались полы из лещадных плит и отделка стен и сводов штукатурными тягами. Красочные росписи с элементами стиля модерн, исполненные по эскизам К. Быковского, почти полностью забелены. Иной манеры фигурная живопись в куполе храма стилизует приемы Древней Руси. Стенопись возобновляется. Главный иконостас, созданный по рисунку С.У. Соловьева “в древнем стиле”, не сохранился; его заменяет временный.