Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Казанская церковь, 1758-1767 гг.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Одинцовский район, с. Лайково
Вид объекта памятник архитектуры
Датировка 1758-1767 гг.
Правоустанавливающие документы постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 Приказ об утверждении предмета охраны
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры федерального значения
Техническое состояние реставрационные работы проведены
Архитектор -
Описание объекта

Историческое описание: Сельцо Лайково, «Мельтихино тож», Сетунского стана Московского (позднее — Звенигородского) уезда, расположенное близ Смоленского тракта, упоминается в документе 1627 года в составе вотчин кн. Ю.Д. Хворостинина. В 1646 году здесь впервые построена деревян­ная Казанская церковь с приделом Ярославских чудотворцев. В 1656 году селом владела вдова кн.Е.Б. Хворостинина, а затем ее зять — Б.А. Голицын. Его потомок кн. С.Б. Голицын в 1758 году продал имение сестре своей жены А.А. Нарышкиной. В строительстве существующей Ка­занской церкви принимала участие вдова прежнего владельца кн. М.А.Голицына. В 1761 году она подала в Духовную Консисторию про­шение о строительстве храма в «вотчине сестры моей родной комнат­ного стольника И.И. Нарышкина вдовы». В 1762 году здание было постро­ено, «отступя от показанной деревянной церкви мерою 12 сажен», и освящено. При храме была колокольня. Нарышкины владели усадьбой до 1780 года, после них в 1780-88 годах имение принадлежало Хитрово, в 18I3 году – О.А . Шувалову, в 1852 году — А.В. Налетов. В 1812 году церковь была сожжена французами, и долгое время не возобновлялась. В 1878 году к церкви пристроили сторожку, а под основным объёмом сделали духовую печь. О первоначальной колокольне никаких сведений не имеется. Дата строительства существующих трапезной и колокольни также неизвестна. В «Метрике» 1887 года они ещё не зафиксированы. Судя по стилевым особенностям, эти объёмы появились в конце ХIХ века. В ХIХ веке село Лайково имело ещё одно название – Богородское. Казанская церковь была приписана к Спасскому храму села Усова. Церковь закрыта в 1930-х годах. На фотографии 1981 года здание изображено до разрушения. Фасады храма побелены, фронтоны и главы находились в полном порядке.

Перестройки и утраты: Здание сохранило внешний облик, сложившийся к концу XIX века, но имеет утраты: разобрана ограда церковной территории, уничтожено кладбище, утрачено убранство интерьера. Отсутствует покрытие главы, нижнего объема, трапезной и колокольни; разобраны фронтоны над нижним объемом, сильно разрушены карнизы, лицевая кладка первона­чальных объемов отслаивается. Имеются проломы в своде нижнего объёма и в оконных проёмах. Разрушены полы.

Описание памятника: Кирпичная неоштукатуренная Казанская церковь стоит на краю оврага, разделяющего село на две части. Закрытое местоположение памятни­ка соответствует его лиричному облику. Церковь выстроена в формах архитектуры барокко, декорация позд­них трапезной и колокольни тактично подражает обработке основного объема. Объемно-пространственная структура центрического ярусного зда­ния уникальна для своего времени и предвосхищает ротондальные формы классицизма. Композиция объемов складывается из первоначального низкого односветного двенадцатигранника, над которым возвышается впи­санная в него ротонда. Грани нижнего объема, расположенные по странам света, и основание купола ротонды над ними до недавнего времени завершались фронтонами барочной формы. Ротонда увенчана круглым глу­хим барабаном и луковичной главой, имеющей металлический каркас. Крест — поздний. Алтарь скрыт внутри основного объема.

Поздние трапезная и колокольня нарушают центричность здания. Трапезная имеет в плане почти квадратную форму. Колокольня одинако­ва с храмом по высоте. Она состоит из приземистого четверикового основания с возвышающимся над ним аттиком, на который поставлен ротондальный ярус звона. Сооружение увенчано гранёным металлическим барабаном и луковичной главкой. Первоначальные объёмы здания выложены из кирпича размером 25 х 13 x 7 см. на известковом растворе в системе русской кладки, с об­работкой шва подрезкой. Размер кирпича трапезной и колокольни : 25 x 12 x 7 см., перевязка кладки цепная, раствор – цемент, шов обработан валиком. Декоративное убранство фасадов храма выполнено из кирпича с незначительным использованием белого камня (гладкий цоколь, отдельные блоки, укрепляющие амбразуры проёмов). Основные мотивы декорации фасадов первоначальной части памятника – рустованные угловые лопатки и рамочные наличники с «ушками» и лепестковыми «замками». Боковой вход в церковь расположен только с южной стороны. По-видимому, здесь был придел. Все южные и восточные грани нижнего объёма прорезаны прямоугольными окнами с плоскими лучковыми перемычками. На гранях, расположенных по сторонам северного окна, вместо световых проёмов устроены киоты, заключённые также как и окна в «ушастые» наличники. Над растёсанным южным входом уцелел сандрик барочного очертания. Ротонда обработана световыми и ложными окнами в наличниках. Венчающий барабан расчленён лопатками и обработан арочными нишками в наличниках. Судя по фотографиям 1931 и начала 1960-х годов, карнизы были многослойные. Обрамления проёмов трапезной и колокольни копируют первоначальные наличники. Арки яруса звона имеют профилированные архивольты.

Пространственная структура первоначального объёма сложна и причудлива. Высотной доминантой интерьера является ротонда, перекрытая купольным сводом. Ротонда служила помещением главного храма, а окружающая её галерея выполняла роль трапезной с приделом. Её восточный сегмент, отрезанный от трапезной глухими стенами, выполняет роль алтаря и соединён с ротондой широкой аркой. Перекрытие алтаря представляет собой вариант сомкнутого свода, состоящего из трёх лотков с распалубкой над аркой. Боковые стены алтаря имеют ниши-печуры. В галерею ротонда открывается пятью арочными проёмами. Галерея перекрыта коробовым сводом с лотками в торцах. В новую трапезную из галереи открывается широкий проём с прямой балочной перемычкой. В трапезной свод Монье, под колокольней – свод из четырёх распалубок. Следов от лестницы на «звон» не обнаружено. Церковь внутри не сохранила штукатурки и следов живописи. Пол ротонды провалился, в результате чего обвалился белокаменный фундамент здания. В окнах главного храма сохранились кубчатые металлические решётки, а в трапезной – эклектичные решётки кон. ХIХ в. со сложным рисунком. Один из лучших образцов подмосковного усадебного культового зод­чества в стиле барокко, обладающего оригинальной объемно-пространст­венной композицией и богатой пластической разработкой фасадов. Церковь великолепно расположена в пейзаже.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1985 г./