Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Собор Спасо-Преображенский, Николо-Угрешский монастырь, ХVI-ХVII вв.
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, д.1
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка -
Правоустанавливающие документы распоряжение Министерства культуры Московской области от 01.11.2005 №334-Р Постановление от 13.07.15 № 560:26 Об утверждении зон охраны
Современное значение -
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор Каминский А.С.
Описание объекта

МОНАСТЫРЬ НИКОЛО — УГРЕШСКИЙ на левом берегу Москвы-реки основан, по преданию, князем Дмитрием Донским в 1380—1381 гг. в память победы на Куликовом поле. В 1521 г. монастырь был выжжен татарами, вторично пострадал от неприятеля в начале XVII в., когда играл значительную роль в событиях Смутного времени. В 1610 г. здесь Лжедмитрий II с Мариной Мнишек принимали послов гетмана Жолкевского, затем формировались полки Прокопия Ляпунова, Заруцкого и других воевод первого земского ополчения. У стен обители князь Д.М. Пожарский разбил тушинского атамана Салькова.

Монастырь как «государево богомолье» пользовался вниманием великих князей и царей, особенно первых из дома Романовых, с чьей помощью он был возобновлен после литовского разорения. Архитектурный ансамбль, сложившийся в XVI —XVII вв., в последующее время вместе с упадком монастыря начал ветшать и был кардинально перестроен во второй половине XIX в. по инициативе и под руководством архимандрита Пимена. В 1850—1870-х гг. на значительно расширенной территории монастыря создан с помощью крупных московских купцов, при творческом участии Ф. Г. Солнцева, новый ансамбль, центром которого стал впоследствии грандиозный Преображенский собор. Монастырь, устроенный в нем скит с прудами и садом, а также хозяйственный двор были обнесены каменными стенами с многочисленными башнями и воротами. В 1870 г. в саду был поставлен архиерейский дом, перевезенный из соседней усадьбы Остров (вып. 3, № 154). В новый комплекс вошли отдельные частично переделанные старые постройки, сохранившиеся, за исключением Никольского собора XVI в., до настоящего времени. Эти сооружения и позднейшие жилые корпуса, занявшие место древних оборонительных стен, формируют историческое ядро монастыря. Здесь все постройки кирпичные. По отдельным памятникам и ограде монастыря с 1970 г. проводятся реставрационные работы по проектам О.Б. Морозова, активно развернувшиеся в 1990-х гг.

Средоточием художественного ансамбля служит Преображенский собор, монументальный памятник пятисотлетия обители. Заложенный по проекту Б. В. Фрейденберга в 1880 г., он строился А. С. Каминским. Завершен в 1889 г., работы по интерьеру, в том числе росписи, исполненные бригадой Н. М. Сафонова, продолжались до 1894 г. Яркий представитель русско-византийского стиля, пятиглавый кубический храм на подклете, с пониженными нартексом и апсидами, варьирует тип четырехстолпной крестовокупольной постройки. Нижняя часть восточной и западной стен основного объема заменена столбами и арками, что увеличивает площадь и пространство сооружения. Своды крестовые. В соответствии с масштабом собора его архитектура отличается мощной пластикой форм. Лопатки, разделяющие фасады на три прясла, превращены в массивные пилоны, поддерживающие полукружия закомар. Центральный барабан с короной из мелких кокошников окаймляет крупная аркатура. Узкие и высокие окна, в средних пряслах сгруппированные по три, создают иллюзию большей толщины стен. К 1990-м гг. облик памятника и его внутренняя структура были грубо искажены: разобраны главы, устроены дополнительные перекрытия, пробито множество новых оконных проемов. Предпринятое восстановление здания близится к завершению.

Высокая колокольня над входом на монастырский двор возведена в несколько этапов. Два первых яруса, стиля барокко, сооружены в 1758 — 1763 гг., третий, построенный после 1778 г., в 1859 г. был разобран и заменен стройной башней из четырех убывающих по объему восьмериков. Два из них позже утрачены, что сильно исказило пропорции и острый силуэт постройки, служившей в комплексе высотной доминантой.

Основание колокольни прорезано арочными воротами. Сильно крепованные, покрытые рустом фасады украшены парными колоннами, пилястрами и мелкопрофилированными карнизами. На верхней террасе ворот, огражденной каменной балюстрадой, поднимается четверик надвратного храма. В его помещении, обновленном в 1840 г., имеется настенная живопись. Строгая архитектура ярусов звона основана на ритмическом чередовании арочных проемов и ниш.

   Никольская часовня построена в 1893 г. по проекту А. С. Каминского в память избрания места для монастыря. Восьмигранная, обработанная ложной аркадой и завершенная куполом, она служит воплощением в малых формах византизирующего направления в архитектуре. Внутри часовни имеются фрагменты масляной живописи.

Государевы, патриаршие и игуменские палаты—двухэтажный кирпичный корпус второй половины XVII в., частично перестроенный и расширенный в XIX ст. Здание, вскоре после постройки несколько увеличенное в длину, сохранило систему прежней планировки и большинство сводчатых перекрытий. Хозяйственные нижние и жилые верхние помещения вытянуты цепочкой вдоль фасада, обращенного на монастырскую площадь, к собору. Сени разделяют их на две группы, где палаты соединяются по анфиладному принципу. С тыльной стороны здания сначала проходил отчасти уцелевший сквозной коридор. С упразднением государевых палат в XVIII в. на их месте, на втором этаже, справа от входа, устроена теплая Успенская церковь, двусветный четверик которой

значительно поднимается над кровлей здания. В начале 1850-х гг. корпус существенно обновлен: к храму пристроен обширный северный придел, увеличены окна, прежний кирпичный декор заменен пышными лепными наличниками псевдобарочных форм, фасады оштукатурены. В 1980 —1990-х гг. наружное убранство возобновлено с выявлением исторических напластований.

В западном помещении церкви и в приделе сохранились лепная отделка и масляные росписи середины XIX в.

Двухэтажные Больничный и два братских корпуса, Восточный и Южный, окаймляющие с трех сторон монастырский двор, строились с 1855 по 1858 г. в своеобразно трансформированных формах XVII в. Здания полностью переделаны внутри и отчасти снаружи. Больничный корпус выходил во двор арочной галереей на кувшинообразных столбах, которые перекликались рисунком с лопатками на стенах противоположной постройки. Больница и находившаяся в Южном братском корпусе богадельня имеют в своем составе домовые церкви, поднимающие свои пятиглавия и шатры над восточными торцами зданий. Богаделенный храм, законченный к 1870 г., поставлен на месте юго-восточной угловой башни древней монастырской стены. Южный братский и продолжающий его Новый братский корпус, в 1892 г. занявший место надвратной Водяной башни XVII в., обезличены и надстроены двумя этажами. Лучше других сохранился облик Восточного братского корпуса. Здание большой протяженности, стоящее на понижающемся рельефе, имеет трехчастную структуру и ступенчатый силуэт. Главный фасад расчленен междуэтажным поясом и лопатками, создающими на плоскости однообразный ритм. Монотонность архитектуры несколько снижают нарядные лепные наличники оконных проемов и широкая лента фриза с балясником. Тыльный фасад со щелевидными окнами имеет характер крепостной стены.

Одноэтажные служебные постройки 1850-х гг. — конюшенный корпус, книжная лавка, сторожка — сильно переделаны и частично вошли в современное здание. Стены двух последних, возможно, заключают фрагменты кладки древней ограды. Из более поздних служб осталась просфорная, поставленная около 1890 г. Здания 1870-х гг. на хозяйственном дворе, в том числе странноприимный дом, капитально перестроены.

Обособленный комплекс представляет собой скит, организованный в 1859 — 1860 гг. на новом участке, на берегу пруда. Выстроенный из дерева, он с двух сторон обнесен каменными стенами, с двух других имел деревянную ограду в кирпичных столбах. В состав комплекса входят церковь, дом настоятеля и несколько домиков келий простейшего устройства, с волоковыми оконцами. Состоящие из комнаты с сенями, кельи, уступами примыкая друг к другу, образуют живописные группы.

Одноэтажные служебные постройки 1850-х гг. — конюшенный корпус, книжная лавка, сторожка — сильно переделаны и частично вошли в современное здание. Стены двух последних, возможно, заключают фрагменты кладки древней ограды. Из более поздних служб осталась просфорная, поставленная около 1890 г. Здания 1870-х гг. на хозяйственном дворе, в том числе странноприимный дом, капитально перестроены.

Обособленный комплекс представляет собой скит, организованный в 1859 — 1860 гг. на новом участке, на берегу пруда. Выстроенный из дерева, он с двух сторон обнесен каменными стенами, с двух других имел деревянную ограду в кирпичных столбах. В состав комплекса входят церковь, дом настоятеля и несколько домиков келий простейшего устройства, с волоковыми оконцами. Состоящие из комнаты с сенями, кельи, уступами примыкая друг к другу, образуют живописные группы.

Церковь Петра и Павла в скиту основана в 1860-х гг. Рубленая, обшитая тесом «под руст», она поставлена на высоком подклете с белокаменным цоколем. Двусветный четверик храма и пониженные равновеликие помещения алтаря и трапезной образуют традиционную композицию «кораблем». Несложная декорация ограничивается резными наличниками, подзорами, фризом. Шатровое покрытие храма и двухъярусная колокольня над притвором устроены при восстановлении здания в 1990-х гг.

Смежный со скитом участок занят плодовым садом. Находившийся здесь архиерейский дом сгорел в 1977 г.

Ограда монастыря, созданная в формах псевдорусского стиля, строилась отдельными участками с 1855 по 1866 г. Она включает две башни разобранных крепостных стен XVI —XVII вв.: восьмигранную угловую северо-восточную и квадратную двухъярусную над Святыми воротами. Древняя западная граненая башня, сохранившаяся фрагментарно, в 1838 г. переделана в беседку. Ограда, снабженная разнообразными декоративными башнями с машикулями и зубцами, очень живописна. Наибольший интерес в ней представляет западный участок северного фасада, называемый Палестинской стеной. Обращенная к дороге, ведущей в монастырь, стена по замыслу строителя изображает «горний Иерусалим» в условных иконописных формах. Сходство с живописным прообразом достигается дробностью архитектурных членений и измельченностью элементов декора.

За пределами монастыря, к северу от него, частично сохранился комплекс двухэтажных построек псевдорусского стиля: гостиниц с гостиным двором и скотного двора второй половины XIX в.