Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Спаса, 1693-1701 гг.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Московская область, Одинцовский район, с.п. Успенское, село Уборы
Вид объекта Церковь
Датировка 1693-1701 года
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 г. №389; Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1) Приказ об утверждении предмета охраны
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрация проведена
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: До постройки существующей каменной церкви в селе Уборы была де­ревянная церковь, сооруженная около 1673 г. Кирпичная Спасская церковь построена в 1694-1697 гг. по заказу боярина В.В.Шереметева в своей подмосковной вотчине – селе Уборы.

В 1694 r. выдающийся русский зодчий Я.Г. Бухвостов заключил с Шереметевым подрядную, в которой обязался построить храм за два года. «В прошлом, государи, в 202 году (1694 г.), подрядился у меня холопа вашего боярина Михаила Юрьевича Татищева Дмитровские вотчины села Никольского крестьяне его Яшка Григорьев сын Бухвостов да Мишка Тимофеев, Митрошка Семенов сделать каменную церковь в Звенигородском уезде в селе Спасском Уборы тоже, а поставить было им тое мою церковь во всем в отделку в нынешнем в 203 году сентября к 1-му числу и в том дали на себя запись с заря­дом…». Закончить строительство церкви к говоренному сроку Бухвостов не смог, так как он руководил в это время постройкой Успенского собора в Рязани и надвратного храма Воскресенского монастыря на Истре.

Учитывая свою большую занятость на работах в Рязани, Бухвостов передает наряд на строительство церкви в Уборах «каменных дел подрядчику К. Бакрову. Около 1694 г. строительство храма приостановилось. Шереметев потребовал возвести в центре здания высокий четверик, а Бухвостов собирался соорудить ступенчатую восьмигранную башню, как бы вырастающую из низкого куба, окружённого с четырёх сторон трёхлепестковыми притворами. Бакров без Бухвостова не соглашался на такое крупное изменение композиции храма, связанное с крупными переделками, и от дальнейшей работы отказался. По жалобе Шереметева с Приказ каменных дел зодчий был задержан и перевезён в Москву, заключён под стражу. 28 сентября 1696г. он был подвергнут допросу, а 3-го декабря того же года ему выносится приговор «… бить кнутом нещадно и против той записи то каменное дело ему доделать». Но Шереметев, опасаясь за судьбу незаконченного строительства, попросил изъять дело о наказании Бухвостова из Приказа каменных дел. Его просьбу удовлетворили, зодчий был освобождён, в 1697 г. работы по сооружению церкви были завершены.

Известно, что белокаменное декоративное убранство храма выполняла отдельная артель, заключившая с заказчиком самостоятельный подряд, помимо главного зодчего церкви Я.Г. Бухвостова.

Перестройки и утраты: Утрачены барабаны с главками и декоративные гребни притворов, резные декоративные шары на парапетах галереи, а также внутреннее убранства храма. В начале XIX века была заменена глава храма.

Реставрационные работы: Реставрация производилась в 1950-52 гг. архитектором треста «Мособлстройреставрация». См. архив треста «Мособлстройреставрация». В настоящее время производится покраска стен памятника с устройст­вом медных покрытий.

Описание памятника: Кирпичная ярусная церковь в Уборах расположена на возвышенности, несколько отдаленной от Москвы-реки, и находится в центре речной излучины. Центрический храм «под звоном» стоял рядом с несохранившимся усадебным домом. Пирамидальная композиция здания состоит из ос­новного, квадратного в плане, объема в виде четверика, к которо­му с четырех сторон по сторонам света примыкают более низкие объе­мы пристроек, имеющих в плане трехлопастные очертания. На основ­ной объём поставлены два яруса восьмериков, верхний из которых яв­ляется ярусом звона. Здание окружено открытой галереей-гульбищем с низким парапетом.

Основание гульбища сложено из кирпича размером 27 х 13-14 х 5,5-6 см. Стены парапета выложены из кирпича размером 24-26 х 11-13 х 6-6,5 см. Стены и своды здания сложены из большемерного кирпича с габаритами 28-29 х 14 х 7-8 см. Высота десяти рядов кладки вместе с десятью швами равна 96 см. Перевязка кладки — обыкновенная русс­кая на известковом растворе. Шов обработан затирай. Храм завершается глухим граненым барабаном из кирпича с круглой барочной главой, увенчанной металлическим крестом уже классической формы. Вход на гульбище

осуществляется через каменные лестницы с северной, западной и южной сторон. Парапет гульбища расчленен на прясла кирпичными выступами, в своей цокольной части облицо­ванными белым камнем. Каждое прясло имеет по три ширинки, в ко­торых расположены белокаменные горельефные вставки с цветами, фруктами, листьями и травами. Наиболее нарядно украшены парапеты у лестничных всходов. Белокаменные резные тумбы увенчаны круглыми белокаменными буто­нами, стоящими на граненой подставке. Прямоугольные дверные проемы обрамлены приставными резными белокаменными колоннами. Колонки, состоящие из двух фустов, опираются своими базами на белокаменные тумбы с декоративной резьбой и завершаются своеобразной коринфской капителью, вырезанной также из белого камня. Нижняя часть капители украшена плодами, верхняя часть — изображениями херувимов.

Своеобразно решен и фриз портала: триглифы вместо насечек имеют бровки, метопы украшены выступами овальной формы. На карниз антаблемента поставлено белокаменное навершие, обрамленное завитками и сложно профилированными гребнями. Осевую композицию навершия подчеркивает ниша киота, над которой возвышается резная белокаменная раковина. Прямоугольные окна первого яруса имеют богато декорированные наличники из белого камня, украшенные гребешками, завитками, шарами на подставках, растительным орнаментом. В углах стен первого яруса поставлены белокаменные колонны, стволы которых украшены резными вогнутыми листьями, по стержню которых выступают капли «жемчуга» — росы. Колонны опираются на прямоугольные тумбы с филенками и завершаются коринфскими капи­телями, вырезанными из белого камня. Стены притворов имеют бело­каменные сложно профилированные карнизы из того же материала. Четверик, возвышающийся над притворами, имеет на каждом фаса­де по два восьмигранных окна, обрамленных белокаменными наличниками, характер декора которых повторяет обрамление наличников окон первого яруса. Над белокаменным карнизом четверика по углам установлены квадратные в плане тумбы с шарами и резные гребни.

Стены первого яруса восьмигранника имеют окна с полуциркульными перемычками, пышными белокаменными наличниками и завершаются резными гребнями, поставленными на карниз. Углы восьмерика отме­чены парными колоннами, опирающимися на богатый деталями резной кронштейн. Короткий нижний фуст колонны украшен листьями с жем­чугами, более длинный верхний фуст — спиралями вьющейся лентой гирлянды, врезанной в каннелюры ствола.

На восьмерике покоится меньший по размерам ярус звона, име­ющий двойные арочные проемы с висячей гирькой. Низ этого восьмерика украшен филёнчатым парапетом. Грани этого восьмерика под­черкнуты по углам резными белокаменными колоннами, опирающимися на кирпичные кувшинообразные граненые тумбы. Завершается ярус звона белокаменными гребнями, увенчанными раковинами из того же материала.

Для подъема на звон в толще стен устроена лестница, ход на которую расположен внутри здания. Лестница имеет ответвление, ведущее в ложу, которая располагается на западной стене.

Центральное внутреннее пространство храма перекрыто граненым сомкнутым сводом на уровне основания второго яруса восьмери­ка. Больше проемы основных подпружных арок имеют повышенное стрельчатое очертание. Переход от четверика к восьмерику осу­ществлен с помощью тромп. Перекрытия пристроек выполнены систе­мой из трех, врезающихся друг в друга сводов, соответствующих очертаниям плану пристроек. Проемы окон и дверей изнутри перек­рыты циркульными перемычками. Пол храма и гульбища выполнен из лещадных плит.

Габаритные размеры здания в плане 26,8 х 26,4 м.

Благодаря гармоничному сочетанию конструктивных, утилитарных и художественно-эстетических требований конца ХVII века, изобилию архи­тектурных резных в камне форм, памятник является выдающимся образцом стиля московского барокко, одним из шедевров русской архитектуры.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1978 г./