Наименование объекта | Церковь Спаса, 1693-1701 гг. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, Одинцовский район, с.п. Успенское, село Уборы |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1693-1701 года |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 г. №389; Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1) Приказ об утверждении предмета охраны |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрация проведена |
Архитектор | - |
Исторические сведения: До постройки существующей каменной церкви в селе Уборы была деревянная церковь, сооруженная около 1673 г. Кирпичная Спасская церковь построена в 1694-1697 гг. по заказу боярина В.В.Шереметева в своей подмосковной вотчине – селе Уборы.
В 1694 r. выдающийся русский зодчий Я.Г. Бухвостов заключил с Шереметевым подрядную, в которой обязался построить храм за два года. «В прошлом, государи, в 202 году (1694 г.), подрядился у меня холопа вашего боярина Михаила Юрьевича Татищева Дмитровские вотчины села Никольского крестьяне его Яшка Григорьев сын Бухвостов да Мишка Тимофеев, Митрошка Семенов сделать каменную церковь в Звенигородском уезде в селе Спасском Уборы тоже, а поставить было им тое мою церковь во всем в отделку в нынешнем в 203 году сентября к 1-му числу и в том дали на себя запись с зарядом…». Закончить строительство церкви к говоренному сроку Бухвостов не смог, так как он руководил в это время постройкой Успенского собора в Рязани и надвратного храма Воскресенского монастыря на Истре.
Учитывая свою большую занятость на работах в Рязани, Бухвостов передает наряд на строительство церкви в Уборах «каменных дел подрядчику К. Бакрову. Около 1694 г. строительство храма приостановилось. Шереметев потребовал возвести в центре здания высокий четверик, а Бухвостов собирался соорудить ступенчатую восьмигранную башню, как бы вырастающую из низкого куба, окружённого с четырёх сторон трёхлепестковыми притворами. Бакров без Бухвостова не соглашался на такое крупное изменение композиции храма, связанное с крупными переделками, и от дальнейшей работы отказался. По жалобе Шереметева с Приказ каменных дел зодчий был задержан и перевезён в Москву, заключён под стражу. 28 сентября 1696г. он был подвергнут допросу, а 3-го декабря того же года ему выносится приговор «… бить кнутом нещадно и против той записи то каменное дело ему доделать». Но Шереметев, опасаясь за судьбу незаконченного строительства, попросил изъять дело о наказании Бухвостова из Приказа каменных дел. Его просьбу удовлетворили, зодчий был освобождён, в 1697 г. работы по сооружению церкви были завершены.
Известно, что белокаменное декоративное убранство храма выполняла отдельная артель, заключившая с заказчиком самостоятельный подряд, помимо главного зодчего церкви Я.Г. Бухвостова.
Перестройки и утраты: Утрачены барабаны с главками и декоративные гребни притворов, резные декоративные шары на парапетах галереи, а также внутреннее убранства храма. В начале XIX века была заменена глава храма.
Реставрационные работы: Реставрация производилась в 1950-52 гг. архитектором треста «Мособлстройреставрация». См. архив треста «Мособлстройреставрация». В настоящее время производится покраска стен памятника с устройством медных покрытий.
Описание памятника: Кирпичная ярусная церковь в Уборах расположена на возвышенности, несколько отдаленной от Москвы-реки, и находится в центре речной излучины. Центрический храм «под звоном» стоял рядом с несохранившимся усадебным домом. Пирамидальная композиция здания состоит из основного, квадратного в плане, объема в виде четверика, к которому с четырех сторон по сторонам света примыкают более низкие объемы пристроек, имеющих в плане трехлопастные очертания. На основной объём поставлены два яруса восьмериков, верхний из которых является ярусом звона. Здание окружено открытой галереей-гульбищем с низким парапетом.
Основание гульбища сложено из кирпича размером 27 х 13-14 х 5,5-6 см. Стены парапета выложены из кирпича размером 24-26 х 11-13 х 6-6,5 см. Стены и своды здания сложены из большемерного кирпича с габаритами 28-29 х 14 х 7-8 см. Высота десяти рядов кладки вместе с десятью швами равна 96 см. Перевязка кладки — обыкновенная русская на известковом растворе. Шов обработан затирай. Храм завершается глухим граненым барабаном из кирпича с круглой барочной главой, увенчанной металлическим крестом уже классической формы. Вход на гульбище
осуществляется через каменные лестницы с северной, западной и южной сторон. Парапет гульбища расчленен на прясла кирпичными выступами, в своей цокольной части облицованными белым камнем. Каждое прясло имеет по три ширинки, в которых расположены белокаменные горельефные вставки с цветами, фруктами, листьями и травами. Наиболее нарядно украшены парапеты у лестничных всходов. Белокаменные резные тумбы увенчаны круглыми белокаменными бутонами, стоящими на граненой подставке. Прямоугольные дверные проемы обрамлены приставными резными белокаменными колоннами. Колонки, состоящие из двух фустов, опираются своими базами на белокаменные тумбы с декоративной резьбой и завершаются своеобразной коринфской капителью, вырезанной также из белого камня. Нижняя часть капители украшена плодами, верхняя часть — изображениями херувимов.
Своеобразно решен и фриз портала: триглифы вместо насечек имеют бровки, метопы украшены выступами овальной формы. На карниз антаблемента поставлено белокаменное навершие, обрамленное завитками и сложно профилированными гребнями. Осевую композицию навершия подчеркивает ниша киота, над которой возвышается резная белокаменная раковина. Прямоугольные окна первого яруса имеют богато декорированные наличники из белого камня, украшенные гребешками, завитками, шарами на подставках, растительным орнаментом. В углах стен первого яруса поставлены белокаменные колонны, стволы которых украшены резными вогнутыми листьями, по стержню которых выступают капли «жемчуга» — росы. Колонны опираются на прямоугольные тумбы с филенками и завершаются коринфскими капителями, вырезанными из белого камня. Стены притворов имеют белокаменные сложно профилированные карнизы из того же материала. Четверик, возвышающийся над притворами, имеет на каждом фасаде по два восьмигранных окна, обрамленных белокаменными наличниками, характер декора которых повторяет обрамление наличников окон первого яруса. Над белокаменным карнизом четверика по углам установлены квадратные в плане тумбы с шарами и резные гребни.
Стены первого яруса восьмигранника имеют окна с полуциркульными перемычками, пышными белокаменными наличниками и завершаются резными гребнями, поставленными на карниз. Углы восьмерика отмечены парными колоннами, опирающимися на богатый деталями резной кронштейн. Короткий нижний фуст колонны украшен листьями с жемчугами, более длинный верхний фуст — спиралями вьющейся лентой гирлянды, врезанной в каннелюры ствола.
На восьмерике покоится меньший по размерам ярус звона, имеющий двойные арочные проемы с висячей гирькой. Низ этого восьмерика украшен филёнчатым парапетом. Грани этого восьмерика подчеркнуты по углам резными белокаменными колоннами, опирающимися на кирпичные кувшинообразные граненые тумбы. Завершается ярус звона белокаменными гребнями, увенчанными раковинами из того же материала.
Для подъема на звон в толще стен устроена лестница, ход на которую расположен внутри здания. Лестница имеет ответвление, ведущее в ложу, которая располагается на западной стене.
Центральное внутреннее пространство храма перекрыто граненым сомкнутым сводом на уровне основания второго яруса восьмерика. Больше проемы основных подпружных арок имеют повышенное стрельчатое очертание. Переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью тромп. Перекрытия пристроек выполнены системой из трех, врезающихся друг в друга сводов, соответствующих очертаниям плану пристроек. Проемы окон и дверей изнутри перекрыты циркульными перемычками. Пол храма и гульбища выполнен из лещадных плит.
Габаритные размеры здания в плане 26,8 х 26,4 м.
Благодаря гармоничному сочетанию конструктивных, утилитарных и художественно-эстетических требований конца ХVII века, изобилию архитектурных резных в камне форм, памятник является выдающимся образцом стиля московского барокко, одним из шедевров русской архитектуры.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1978 г./