Наименование объекта | Особняк с корпусом служб и оградой А. Леман, 1896 г., арх. А.Э. Эрихсон. Фасад Дома архитектора, 1936-1941 гг., арх. А.К. Буров, А.В. Власов, М.И. Мержанов |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Москва, Гранатный пер., дом 7, строение 2; Москва, Гранатный пер., дом 7, строение 1 |
Вид объекта | ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля |
Датировка | 1896 год, 1936-1941 года |
Правоустанавливающие документы | Решением Президиума Моссовета от 30.07.1992 г. № 84, Распоряжение Департамента культурного наследия города Москвы от 21.05.2014 № 479 Распоряжение ДКН от 21.05.2014 № 479 |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Буров А.К., Власов А.В., Мержанов М.И., Эрихсон А.Э. |
Рассматриваемое владение занимает небольшой участок, выходящий своей северной стороной в Гранатный переулок. В начале XIX в. владение входило в состав усадьбы, занимавшей обширную территорию между Малой Никитской улицы и Гранатном переулком. В это время она принадлежала полковнику Н.И.Сабурову. Главный усадебный дом был поставлен в глубине владения. Остальные жилые и хозяйственные постройки располагались по периметру двора и выходили на Гранатный переулок. В западной части усадьбы был обширный сад. Почти вся усадебная застройка была деревянной и полностью выгорела при пожаре 1812 г.
К 1823 г., когда участок принадлежал тайному советнику П.А.Тучкову, домовладение было отстроено заново. При этом произошел его композиционный раздел на две части. Восточная из них отличалась характерным для усадьбы традиционным набором составляющих её элементов — главный дом и сад, выходящие на Малую Никитскую улицу, жилые и хозяйственные постройки по границе двора. Застройка западной части в основном располагались вдоль улицы и переулка. Два хозяйственных строения находились в центре участка.
В середине XIX в. произошел фактический раздел домовладения на западную и восточную части. В 1863 г. восточное владение, включающее рассматриваемую территорию, принадлежало титулярному советнику А. М. Мейснеру. В основе своей оно сохранило композицию, сложившуюся в 1820-е гг. В это время застройка владения уплотняется. Появляются дополнительные крыльца у жилых домов, выходящих на улицу и переулок, что может свидетельствовать об их сдаче под доходное жилье.
В 1874 г. А. И. Мейснер в своем владении строит вновь деревянный двухэтажный дом с мезонином на каменном фундаменте с террасой и крыльцами.
В 90-е годы XIX в. владение находится в собственности И. Н. Цветухина.
В январе 1896 г. владение со всеми строениями и землей приобретают жена московского купца Анна-Луиза-Фредерика Леман и Анна Карловна Ферстер. В феврале 1896 г. в Городской Управе утверждается проект раздела владения на два участка между Леман и Ферстер. План владения за апрель 1896 г. фиксирует на указанном участке 2 владения —
участок Леман выходил на Гранатный переулок, а участок Ферстер на Матую Никитскую улицу. Особняки, выстроенные в районе Арбата, Воздвиженки и Никитских ворот — самая дорогая московская недвижимость. Объектом недвижимости в городах признавалась земля с нерасторжимо связанными с ней постройками.
Весной 1896 г. вся застройка владения была снесена. В течение лета 1896 г. по проекту А. Э. Эрихсона во владении Леман был построен двухэтажный особняк с террасой и садом. Вместе с хозяйственным корпусом и оградой получалась характерная для рубежа веков усадебная композиция. Она сохранялась до конца 1930-х гг., когда к западному фасаду особняка была сделана пристройка для его расширения. Пристройка заняла участок бывшего сада. В 1970-х гг. при расширении Дома архитектора к нему было присоединено соседнее строение с дворовой территорией.
«Особняк А.Леман, арх. Эрихсон А.Э, 1896 г.; «Фасад дома архитектора. 1938-1941 гг.», арх. Буров А.К., Власов А.В., Мержанов М.И. (Гранатный пер. д. 7, стр. 1, восточная часть)
Особняк построен летом 1896 г. во владении, принадлежавшем жене московского купца Анне-Луизе-Фредерике Леман. Автор проекта здания архитектор А.Э.Эрихсона. Особняк — особый архитектурный жанр, широко распространившийся в московской застройке во второй половине Х1Х-начале XX вв. Их облик был програмно индивидуазен, выражая эстетические представления
своих владельцев на языке стилей — «русского», «готического» или «ренессансного». Для московских зодчих постройка особняка была весьма заманчивым заказом — она давала возможность зодчему продемонстрировать свои творческие способности и заявить о себе в среде потенциальных заказчиков, ведь частное жилище традиционно наиболее богато и необычно украшено, и на него самостоятельные московские чиновники, купцы, промышленники денег не жалели.
Здание построено двухэтажным с подватом и чердаком. В плане имеет сложную ступенчатую форму. Особняк поставлен на расстоянии от боковых границ и слегка заглублен. Фасад от Гранатного переулка отделен узким палисадником и оградой. Расцветка стен особняка бело-красная. Первоначальный облик здания полностью сохранился до настоящего времени.
Архитектурно-художественное решение особняка выдержано в стиле неоготики (в основе приемы английской готики). Стены северного и восточного фасадов облицованы плиткой под кирпич. Северный фасад состоит из стены в три окна и двух слабовыступающих ризалитов.
В проектных чертежах стены северного фасада предполагалось делать рустованными, а окна с замковыми камнями. Ризалиты венчались щипцами с крабами и пинаклями. Шатровые завершения были крыты черепицей. Так, по первоначатьному замыслу здание являлось более тяжеловесным и эклектичным. Контраст гладкой кирпичной плоскости стен и белых оштукатуренных деталей подчеркивает скульптурность объемов, основные из которых имеют высокие шатровые завершения. Архитектурно-художественный облик фасадов дошел до настоящего времени с частичной утратой декоративных элементов. Наиболее ранней фотографией особняка, позволяющей воссоздать утраченные элементы, можно считать фото 1929 года.
Судить о задуманной планировочной структуре мы можем по сохранившимся проектным чертежам. Сравнивая эти предложения с современными планами можно заменить ряд расхождений, что говорит о том, что в ходе строительства изначальное проектное решение корректировалось. По проекту А. Эрихсона в здании предполагаюсь устроить ряд помещений, расположенных вокруг центрального холла с трехмаршевой деревянной лестницей и арочной обходной галереей. Высота холла, крупные ордерные членения простенков арок, темный тон дерева, отделяющий лестницу от основных архитектурных форм, придают особняку черты монументальности. Освещение этажей должно было обеспечиваться за счет светового фонаря. Первый этаж занимали парадные помещения, такие как гостиная, столовая, биллиардная, кабинет. В полуподвале размещались хозяйственные помещения, первый этаж был парадный, а второй предназначался для проживания семьи. В сад по проекту выходила терраса, расположенная в юго-западной части строения. Судя по чертежу 1911 г. она не выходила в сад отдельной пристройкой как это указано на проектных чертежах Л.Эрихсона. Наружные стены террасы были разобраны при строительстве пристройки 1941 года. Место террасы заняла железобетонная лестница.
В 1911 г. владелец особняка П.Базилевский делает к южному фасаду пристройку — каменный сход в полуподвал.
После передачи здания Союзу Советских архитекторов в нем в 1937 г. был произведен ремонт. В последующие годы в здании неоднократно проводились ремонты, при этом архитектурно-художественная обработка интерьеров не понесла значительных утрат. Здание особняка было принято под государственную охрану решением Президиума Моссовета от 30.07.1992 г. № 84 (охранный номер 605).